Топ-10 украинских продуктовых сетей по количеству магазинов и темпам открытий в 2023 году
Какие FMCG-операторы в Украине, несмотря на войну, открывали больше магазинов, какие регионы стали приоритетными для ритейлеров и как изменились позиции в первой десятке продуктовых сетей по итогам первой половины 2023 года.
Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила очередной отчет «Рынок ритейла Украины: топ-180 торговых операторов FMCG по количеству магазинов, первая половина 2023 года». Эксперты проанализировали ключевые тренды, сложившиеся в первой половине второго военного года. По данным аналитиков, первая десятка FMCG-операторов Украины по общему количеству магазинов почти не претерпела изменений. Несмотря на понесенные потери на оккупированных и прифронтовых территориях, крупные национальные операторы смогли выстоять и продолжить развитие, в том числе на юге и востоке Украины. Большое количество торговых точек по всей стране придавало им необходимый запас прочности.
В то же время, некоторые региональные ритейлеры по темпам открытий идут на уровне, а порой и перекрывают показатели расширения сетей лидеров рынка. Очевидно, они нашли свою оптимальную модель бизнеса, отвечающую современным запросам потребителей.
У кого больше всего
Если рассматривать первую десятку игроков продовольственного ритейла по количеству торговых точек на июнь 2023 года, заметно, что среди тройки неизменных лидеров АТБ (Днепр), Fozzy Group (Киев) и VolWest Retail (Луцк) наиболее активно развивается Fozzy Group. За первую половину текущего года компания открыла сразу 17 новых магазинов. В результате общее количество торговых точек достигло 709 в 22 областях. Это всего на пять магазинов меньше, чем было у Fozzy Group в довоенном 2021 году. Однако в относительном выражении это расширение выглядит не столь впечатляюще – лишь 2,5% в 2023 году – из-за достаточно большого количества существующих торговых точек. Так же многолетний лидер – компания АТБ увеличила количество магазинов всего на 2,2%, до 1187 торговых точек. До обновления довоенных показателей сети не хватает более 120 магазинов.
Компания VolWest Group (Луцк), развивающая сети Наш Край и SPAR по франчайзинговой схеме и являющаяся крупнейшим ритейлером такого типа, показала только 1,2% прироста. По состоянию на июнь этого года обе сети насчитывали 252 торговых точки, благодаря чему компания занимает третье место по количеству магазинов.
Среди игроков национального масштаба, представленных как минимум в 20 областях, привлекает еще один активный игрок – сеть магазинов М’ясомаркет, которую развивает агрохолдинг МХП. Компания открыла за полгода 27 магазинов, что позволило увеличить размер сети на 5% до 231 точки. М’ясомаркет крепко «сел на хвост» троице лидеров. Напомним, что в июне прошлого года она была лишь шестой по этому показателю (156 точек).
Самые ловкие – локальные игроки
В первом полугодии 2023-го самые высокие темпы прироста сети (+16,2%) и наибольшее количество открытых новых магазинов имеет ритейлер ООО «Клевер Сторс» из Луцка – сразу 28 магазинов под брендами Сім23 и Сімі. Большинство из них это точки Сімі – новый бренд удобных маркетов, запустившийся в конце декабря прошлого года. В результате на июнь общее количество магазинов обеих сетей ритейлера достигло отметки в 194 точки. Стоит отметить, что по данным GT Partners Ukraine, на июнь 2022 года сеть Сім23 и Сім23 to go имела всего 133 магазина и к концу прошлого года увеличила их количество на 34 точки. Это позволило луцкому ритейлеру подняться с 8-го на 7-е место в топ-10 по количеству магазинов, вплотную приблизившись к другой сети в западном регионе страны – Рукавичка. Последняя сеть, которую развивает ООО ТПК «Львовхолод», фактически не развивалась и в настоящее время насчитывает 200 магазинов, представленных в семи регионах.
Еще два локальных игрока, которые идут почти вплотную друг к другу и догоняя лидеров – это сеть Файно маркет (Кропивницкий) и Делві (Киев). По состоянию на июнь у обоих насчитывалось по 156 торговых точек. Но темпы развития Файно маркет были вдвое выше: 12,2% против 5,4%. Соответственно, в Файно маркет за полгода состоялось 17 открытий новых магазинов, а в Делві – 13. К тому же, по результатам полугодия Файно маркет обогнал другого динамичного локального ритейлера – сеть Близенько (Львов), которая теперь замыкает перечень десяти крупнейших по количеству продуктовых продуктов. сетей с показателем 153 магазина. Это на 8,5% больше, чем в 2022 году.
Возвращение на восток и юг
Если проанализировать географическое распределение новых локаций FMCG-ритейлеров, то сразу видна ориентация по вектору: чем дальше от фронта, тем больше новых магазинов. Так, по данным аналитиков GT Partners Ukraine, основная масса новых магазинов была открыта на западе Украины – около 34,9%. Что обусловлено как фактором относительной безопасности этих регионов, так и резким увеличением количества потребителей за счет эвакуированных. Обычно это магазины небольшого формата, ориентированные на жителей района вокруг торговой точки. Яркий пример – магазины Сім23 и Сімі или Близенько. Однако во втором квартале 2023 года проявился тренд по уменьшению доли открытий на западе страны, где по результатам первого квартала фиксировалось более 36,4%. При почти неизменной доле в центре Украины (20,10%) количество новых магазинов в восточных областях увеличилось до 13,4% против 10,9% в марте этого года. Также уменьшилась доля новых магазинов в столице (10,9% против 11,8%) и на севере страны, но добавилось новых торговых точек в южных областях. Там доля новых магазинов во втором квартале 2023 года немного подросла с 10% до 10,6%. В целом же в Киеве, на юге и на севере распределение новых точек выглядит достаточно равномерно на уровне 10-11%.
Полную версию отчета GT Partners Ukraine вы можете приобрести по ссылке.