Анализируйте это: как современные IT-решения помогают эффективно управлять ассортиментом
В последнее время инновационные технологии изменили многие процессы, которые годами были чем-то устоявшимся. Конечно, пальму первенства по упоминанию приходится на ChatGPT, который уже изменил и в дальнейшем еще больше изменит взгляд на процессы копирайтинга, программирования, маркетинга и т.д. А как насчет ритейла или производителей? Как современные технологии трансформируют сферу торговли?
Последние исследования показывают, что:
- розничные торговцы, использующие расширенную аналитику, превосходят конкурентов на 68% в доходах — и эта разница растет в геометрической прогрессии;
- использование современных программных решений для управления ассортиментом помогает уменьшить запасы в среднем на 4%, а затраты на запасы – на 30%.
- общая же эффективность планирования ассортимента при использовании data-driven аналитики растет на 40%.
Убедительно, не правда ли? Мы покажем, как современные технологии помогают специалистам в сфере ритейла управлять ассортиментом. Герой нашего обзора – мощное комплексное решение для управления ассортиментом ABM Assortmen от известной в отрасли компании ABM Cloud. Этот разработчик уже более 15 лет работает над целой линейкой ИТ-решений для автоматизации цепей снабжения.
Что болит у ритейлеров при управлении ассортиментом
Реализовав немало успешных проектов, в ABM Cloud накопили весомую экспертизу в решении как ежедневных, так и стратегических проблем в управлении ассортиментом.
Рассмотрим ключевые вопросы-вызовы, с которыми сталкиваются ритейлеры, а также производители и дистрибьюторы:
- нехватка времени на решение стратегических вопросов — категорийный менеджер (далее КМ) должен иметь время на формирование стратегии. Это аксиома, иначе рутина поглотит любые инновации и самые яркие конкурентные идеи.
- потерянные продажи как результат неотлаженных или вообще отсутствующих бизнес-процессов.
- отсутствие системной и стандартизированной работы с данными: их сбором, хранением, анализом. Яркий пример – отсутствие качественных или корректно заполненных классификаторов товара, искажающего вид аналитики, которую видит и использует КМ при формировании ассортимента магазина.
- плохое качество и непрозрачность отчетности, которая часто следует из вышеупомянутой плохо организованной работы с первичными данными. Часто на нее влияет человеческий фактор. В итоге менеджеры получают некорректную картину реального положения дел;
- принятие необоснованных цифрами и фактами решений, например, когда КМ необходимо принять быстрое решение, а времени на подготовку и анализ отчета нет. Или тогда, когда массив данных просто неподъемный для ручного анализа требует много времени и усилий, отвлекая и забирая ресурсы от других менеджерских задач.
- неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке, которые могут происходить и ежедневно. Причем речь не только о привычных факторах влияния — таких, как сезонность, действия конкурентов, проблемы с поставщиками, но и о новейших обстоятельствах и форс-мажорах, таких, как карантинные ограничения во время пандемии Covid-19 или геополитические события. Корень проблемы – в неэффективных и несвоевременно принятых или вообще не принятых менеджерских решениях. .
Как новейшие решения помогают со всем справиться
ABM Assortment – современное IT-решение, созданное для эффективного ответа на решение перечисленных проблем. Система представляет собой облачное решение, которое является внешним модулем.м для любой учетной программы. При этом в отличие от BI-систем, которые являются наиболее популярным типом инструментов в работе КМ, решение от компании ABM Cloud не только собирает и визуализирует ваши данные. ABM Assortment станет вашим персональным AI-помощником, который, учась на данных именно вашей компании, будет отображать и регулярно напоминать, что можно и следует улучшить для эффективного управления ассортиментом.
По своей функциональности решение является без преувеличения уникальным на рынке и гораздо более функциональным, чем аналоги.
ABM Assortment – незаменимый помощник менеджера на каждом этапе жизненного цикла товара
-
Введение товара в ассортимент сети
Ввод нового товара в ассортимент осуществляется в классификаторе товаров: сюда прилагаются новые товары с их характеристиками. Заливку можно производить как позиционно вручную, так и массовым импортом данных из файла. Вид классификатора можно подстроить под себя, оставив видимыми только нужные характеристики или особенности товаров. Кроме того, пользователь в несколько кликов может добавить характеристики, которых ему не хватало для анализа его категории. Эти характеристики автоматически отображаются в аналитическом блоке или матрице согласно выбранным настройкам.
-
Внесение товара в матрицу магазинов по кластерам
После создания товара следует определить в ассортиментной матрице, в каких именно магазинах будет предлагаться этот товар. В ABM Assortment магазины сгруппированы в кластеры, которые система формирует автоматически. Таким образом назначение товара на кластеры магазинов – легкий и быстрый процесс. Автоматическая кластеризация способна быстро группировать торговые точки по разным признакам и/или даже их совокупности. Среди признаков не только размер магазина или уровень продаж, но сумма среднего чека, определенные признаки планирования пространства и многие другие факторы.
Автоматизация работы с кластерами — настоящая находка для категорийщика, однако по желанию или по необходимости все можно сделать и вручную в системе.
-
Заказ и размещение товара на полках магазинов
После распределения нового товара по торговым точкам, программа автоматически направляет информацию по его заказу у поставщиков или на складах, а также размещение на полках в соответствии с планограммами. КМ может при этом контролировать и, при необходимости, корректировать все процессы и задачи.
-
Испытательный термин
Попав на полки, товар имеет статус новинки и получает в системе так называемый «испытательный термин», по результатам которого переходит либо к постоянному ассортименту и продается более равномерно, либо выводится из него, как не оправдавший ожиданий и не достигший определенных менеджером целей. На достижения и неудачи SKU ABM Assortment обязательно обратит внимание пользователя.
-
От новинки к драйверу прибыли: аналитика на страже эффективности SKU
Собственно функционал матрицы, реализован в ABM Assortment, позволяет менеджеру в любой момент видеть и изменять статус любого товара (новинка / пассивный / активный / постоянный / ввод / вывод и т.д.) и/или проставлять ему цели (статусный, драйвер оборачиваемости, драйвер прибыли и т.п.). Для каждого товара и комбинации статуса и цели «умный помощник» непременно подсветит проблемные позиции и даст рекомендации.
Помогут в принятии решений также аналитика и отчетность. Система может генерировать отчеты, которые помогут менеджеру сфокусировать внимание на анализе/контроле ассортимента в разных разрезах. До каждом отчете система создает инсайты, которые помогут принять взвешенное решение. Если определенная категория или отдельная товарная позиция имеет потенциал для улучшения, цифровой помощник всегда проинформирует об этом и подскажет, что делать.
-
Вывод товара из ассортимента
Когда аналитика будет свидетельствовать о том, что товар по динамике продаж является кандидатом на вывод из ассортимента, ABM Assortment предоставит указания по оптимальной продолжительности этого процесса и, соответственно, возможной замене неактуального SKU на новинку
Когда товар успешно проходит стадию вывода, он получает статус пассивного, при этом ABM Assortment сам отслеживает остатки и наличие товара.
“Здоровый” бизнес-процесс — гарантия результата
Программа подходит к управлению ассортиментом как к бизнес-процессу на всех его этапах: планировании, анализе, корректировке и оптимизации, структурируя его в разных разрезах. В результате вы всегда получаете актуальные данные для любого уровня категории, не тратя на это лишние ресурсы.
Чтобы на собственном опыте убедиться в преимуществах ABM Assortment и систематизировать ваш собственный бизнес-процесс управления ассортиментом, заказывайте консультацию и демо-версию программы на сайте разработчика по этой ссылке.
Выведенных вам решений и успешных результатов.