Ведущие торговые сети Украины за 17 месяцев войны почти восстановили довоенное количество действующих магазинов и готовы расти дальше (инфографика)

Ведущие торговые сети Украины за 17 месяцев войны почти восстановили довоенное количество действующих магазинов и готовы расти дальше (инфографика)

21.09.2023 09:00
  1184
Єрмакова Яна
Костянтин Симоненко

Как показало ежемесячное исследование, регулярно проводимое среди членов Ассоциации ритейлеров Украины с 21 марта 2022 года методом онлайн-опроса почти сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, из восьми отраслей торговли уже три превысили довоенные показатели по количеству действующих торговых точек.

Общая картина

Результаты очередного ежемесячного опроса о состоянии украинского ритейла за 17 месяцев войны были представлены в ходе встречи ритейла.страны RAU EXPO – 2023. Напомним, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Так, в настоящее время закрытыми остается только 0,4% торговых объектов/магазинов. За 17 месяцев войны этот показатель снизился на 28,6%.

Согласно данным последнего опроса, из 17 040 торговых объектов всей отрасли уже работает 16 964. Если в марте прошлого года не работала почти треть торговых точек (29%), то сейчас остается закрытыми всего 76 объектов торговли из 4481, которые раньше остановили свою работу. Работая в сверхсложных условиях, ритейлеры делали возможное и невозможное, чтобы критически важная инфраструктура для обеспечения населения необходимыми товарами продолжала работать. Только за семь месяцев текущего года открылось 994 новых магазина, прибавив 7% к прошлогодним показателям. Больше всего было открыто магазинов в июне (257), мае (238) и марте (254), а в другие месяцы восстанавливалось примерно сотня-полторы торговых точек. В каждой отрасли процесс шел по-разному, но восстановление идет по всем секторам. И это постоянный тренд.

Продуктовый ритейл

Продуктовые сети до войны насчитывали 5270 объектов, а месяц спустя боевых действий уже не работали 21% магазинов. По состоянию на конец 2022 года удалось возобновить работу 95% довоенного количества магазинов или 4913 торговых точек. За семь месяцев текущего года продовольственные сети смогли запустить в работу дополнительно еще 4% магазинов, достигнув отметки в 5191 работающих маркетов. Соответственно, количество закрытых торговых точек уменьшилось до 79. То есть 1,5% от довоенного количества. Начиная с января этого года доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов продолжала уверенно уменьшаться. Приблизительно на 20-30 торговых точек ежемесячно, а рекордным стал март, когда вернулись к работе сразу 60 магазинов. Всего доля неработающих магазинов за 17 месяцев войны сократилась на 19,5%, если сравнивать нынешние показатели с количеством работающих 3600 маркетов в марте 2022 года. Продовольственный ритейл возобновился на 98,5%, несмотря на то, что от постоянных обстрелов снова есть потери.

Непродуктовый ритейл

Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеет схожую динамику обновления с сектором торговли продовольственными товарами. Однако здесь первоначальное падение было больше, когда в марте прошлого года не работало 724 объекта или 27% отрасли. А восстановление было более стремительным. Так, к концу 2022 года удалось восстановиться до 93%, а количество неработающих магазинов сократилось до 212, то есть почти втрое.

В 2023 году тренд на восстановление продолжился и уже в мае, как видно на графике, работало столько же магазинов как и до войны, да еще прибавилось 60 новых точек или целых 2%. Еще через два месяца отрасль прибавила уже 5% или 169 новых магазинов. Таким образом, в 2023 году показатель закрытых магазинов вместо 168 неработающих торговых точек так сказать «изменил полярность» на положительную.

В целом с начала войны непродовольственный ритейл улучшил показатель работающих торговых точек на 32% (по сравнению с мартом 2022 года, когда работало только 73% магазинов сетей), а с начала 2023 года – на 12%. В результате непродуктовый ритейл стал еще одной отраслью, начавшей расширение сетей, а не только восстанавливать утраченное за время войны.

Аптечный ритейл

Первым локомотивом возобновления украинской торговли стали аптечные сети. Именно эта отрасль не только быстро восстановила довоенное количество действующих аптек, но и значительно превысила этот показатель. Если в марте прошлого года было закрыто 16% аптек, то в декабре 2022 года уже работало на 1% больше, чем до войны (3815 аптек против 3796, которые были до войны). К июлю этого года их количество увеличилось еще на 10% до 4201 аптеки. Соответственно, общее восстановление и прирост составили впечатляющие 26%. Так, если в начале 2023 года в Украине работало 3865 фармацевтических заведений, то уже в июле их количество выросло на 336 точек. Обычно за месяц открывалось по 40-50 аптечных заведений, а иногда, например, в мае – сразу 94. Поскольку лекарства и медицинские средства остаются одними из самых востребованных товаров, особенно в военное время, доля положительного прироста аптек и аптечных пунктов только усиливалась.

Ювелирные изделия

Сектор jewelry претерпел едва ли не самое большое сокращение в начале войны, когда в марте 2022-го было закрыто 85% торговых точек. Из 1313 работавших до войны магазинов осталось открытыми лишь 194. Впрочем, к концу прошлого года удалось возобновить работу 71% довоенных сетей и затем так же постепенно, по одному проценту в месяц, продолжать наращивать количество работающих магазинов. В среднем за месяц открывалось по 12-15 точек и как результат – в мае уже работало 994 магазина или 76% от их довоенного количества. Закрыто было всего 319 магазинов. В июне 2023 года ситуация снова ухудшилась и доля работающих магазинов упала до показателя февраля – 73%. Однако по состоянию на июль положительный тренд снова возобладал и теперь работающих магазинов снова 75%, или 983 магазина. В результате за 17 месяцев войны удалось добиться невероятного прогресса – восстановить 60% отрасли, из которых прирост в 4% сформировался в течение первого полугодия 2023 года. Возможно, сейчас рынок достиг определенной точки равновесия между имеющимся спросом и предложением на рынке.

Fashion-ритейл

Торговля одеждой обувью и аксессуарами прошла свой трудный путь испытаний. Здесь были и сбой цепочек снабжения, и закрытие ряда производств, постоянные обстрелы ТРЦ, а впоследствии и блекауты. К этому добавилась миграция населения и покупка только самых необходимых вещей. Все это существенно повлияло на темпы восстановления отрасли. Если в марте 2022 года было закрыто 75% магазинов, то уже сейчас отрасль восстановилась до 88% или 610 работающих магазинов из 695, которые были в начале войны. Это на 128 точек больше, чем работало в декабре прошлого года, когда отрасль восстановилась на 80%. Как видим, сектор fashion-ритейла не только нашел выход из затруднительной ситуации, но и смог возобновить работу 63% магазинов в течение 17 месяцев войны. Пока не работают всего 85 торговых точек. Хотя в сфере fashion-ритейла повторяется ситуация с сетями ювелирных магазинов, когда летом несколько увеличивается количество закрытых магазинов. Однако есть надежда, что смена сезонов и приближение периода активных продаж дадут новый толчок для развития этой сферы ритейла. Чему должно также способствовать увеличение популярности продукции made in Ukraine.

Техника и электроника

Эта отрасль, как и продавцы модной одежды, так же сильно пострадала от войны. Были разрушены целые распределительные центры с товаром, что повлекло большие убытки и повлияло на темпы восстановления отрасли. Впрочем, несмотря на тяжелые условия работы, когда в начале весны 2022 года действовало всего 56% магазинов, уже к декабрю удалось возобновить работу 85% из 1071 работавшего до войны магазина. За 17 месяцев войны отрасль возобновилась уже на 90%. Поскольку технику покупают не так часто, даже по сравнению с одеждой, учитывая специфические требования по размеру помещений и возможностей для демонстрации техники, можно сказать, что восстановление идет уверенно, но не так быстро, как в других сферах. В целом число работающих магазинов с января по июль 2023 года увеличилось на 6%: с 826 до 965 торговых точек. По сравнению с декабрем прошлого года дополнительно открылось 139 магазинов.

Следует отметить значительное ускорение запуска новых торговых точек. Когда 25 открытых магазинов прибавились в июне, на фоне предыдущих месяцев (с показателем в пять-восемь новых точек) это казалось большим прорывом. Но уже в июле количество новых запусков достигло 95. Возможно, это объясняется увеличением спроса перед началом школьного сезона, подготовкой к новым блекаутам и общей диджитализацией многих сервисов в стране. Как бы то ни было, это добавило еще 1%.

В результате за 17 месяцев войны удалось вернуть к работе 34% магазинов, из которых 6% пришлось именно на 2023 год. Соответственно количество закрытых магазинов упало до 106.

Сети АЗК

Торговля топливом актуальна всегда, и поэтому в основном закрытие 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Уже к концу прошлого года восстановилось 94% из 1512 АЗК, которые были до войны. Но в отличие от, скажем, аптечного ритейла, топливные сети почти не развиваются дальше. В настоящее время остаются закрытыми 60 АЗК, что соответствует показателям мая 2023 года, когда работало 96% от довоенного количества, или около 1450 объектов. То есть с марта 2022 по июль 2023 доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 11%. За 2023 год этот показатель вырос всего на 2%, или на 33 АЗК.

Магазины стройматериалов

Сфера торговли стройматериалами интересна тем, что имея схожие проблемы и вызовы, постигшие отрасли fashion и БТиЭ, смогла достаточно быстро восстановиться, практически вдвое сократив в прошлом году долю неработающих магазинов — с 32% до 15%. Так, в начале войны работало только 76 из 130 магазинов на март 2022 года, а в декабре было закрыто менее 20 объектов.

А в этом году темпы восстановления ускорились и уже в мае 2023-го достигли 100% восстановления и по состоянию на июль количество магазинов увеличилось в целом на 10% относительно довоенного уровня, или сразу на 13 магазинов. В результате общий прирост отрасли за семь месяцев 2023 составил 25%, а за период 17 месяцев войны – целых 42%. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, динамика развития отрасли поражает. Так, если за зиму и весну 2023 ритейлеры запустили в работу всего восемь магазинов, то в июне-июле, с началом активного периода строительства и восстановления разрушенных объектов, количество торговых точек увеличилось сразу на 24 объекта и достигло 143 магазинов.

Продукты, топливо и лекарства – драйверы потребления

В 2021 году общие обороты украинского ритейла составили 1,440 трлн грн. В 2022 году этот показатель достиг отметки в 1,162 трлн грн, что на 280 млрд грн меньше. Это прямые последствия российского вторжения в Украину. Здесь также следует заметить, что доля 92 компаний-членов RAU в общем обороте составляет весомые 64% или 742 млрд грн.

Как видно из графиков, более половины оборота украинской торговли обеспечили продуктовые сети – 652 млрд грн – где также доля членов RAU составляет 63%. В тройку отраслей с наибольшим оборотом ритейла по итогам 2022 года входят сети АЗК и аптечные сети с показателями 214 млрд грн и 103 млрд грн соответственно. Также весома сумма оборота non-food ритейла и торговли бытовой техникой и электроникой, которые в целом «весят» около 70 млрд грн и 60 млрд грн соответственно. Наименьшие обороты в прошлом году показала ювелирная отрасль, что не удивительно, учитывая часть закрытых и утраченных магазинов (часто вместе с товаром). Да и покупают украшения не ежедневно в отличие от товаров первой необходимости.

Впрочем, практически во всех отраслях ритейла доля членов RAU в общей выручке колеблется от 44% до 79%, то есть их результаты являются абсолютно репрезентативными. Все украинские ритейлеры показали выдающиеся результаты работы, учитывая самые сложные условия работы за время независимости нашей страны.

Налоги и персонал

В прошлом году, по данным Государственной налоговой службы Украины, все компании сферы ритейла уплатили более 90 млрд. грн. налогов в бюджеты всех уровней. Отрасль остается одним из главных источников бюджетных поступлений. Поскольку наибольшая часть налогов, попадающих в бюджеты всех уровней, приходится на НДС, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и акцизный налог. То есть налогов на потребление и оплату труда.

Если же рассматривать отдельные сферы, здесь также продуктовый ритейл выделяется наибольшей долей уплаченных налогов – более 35 млрд грн, то есть 40% налоговых поступлений от всей торговли. Что не удивительно, поскольку потребление товаров первой необходимости – приоритет у населения.

Отрасль розничной торговли также является одним из крупнейших в стране работодателей. Ритейлеры обеспечивают доходами сотни тысяч работников и миллионы членов их семей. Достаточно сказать, что только 92 ведущих сети, принявших участие в исследовании RAU и являющихся членами Ассоциации ритейлеров Украины, имели на конец декабря 2022 года 425 532 сотрудника, задействованных в работе сетей (в общей сложности 16 964 магазина). Соответственно, в масштабах страны эти цифры будут значительно выше.

Гуманитарная помощь

Кроме уплаты налогов не менее важен вклад украинских ритейлеров в гуманитарную и военную помощь. Так, по данным исследования RAU среди 65 крупнейших украинских торговых сетей, за 17 месяцев войны (с 24 февраля 2022 года по 24 августа 2023 года) украинские сети собрали и передали помощи на сумму 4,5 млрд грн. В частности, на нужды армии и территориальной обороны было передано продовольственной продукции на сумму 600,1 млн грн и непродовольственной продукции на сумму почти 1,5 млрд грн. Населению была предоставлена продовольственная гуманитарная помощь на сумму около 485 млн грн и непродовольственная гуманитарная помощь на сумму свыше 1,3 млрд грн.

Кроме того, ритейлерами было собрано более 503 млн грн финансовой помощи на приобретение транспортных средств и передано медикаментов на сумму 150,9 млн грн. К оказанию помощи армии и населению присоединились ритейлеры из разных сегментов – FMCG, drogerie, техника и электроника, fashion, фармацевтика и другие.

То есть несмотря на далекие от восстановления (хотя бы на уровень довоенных) финансовые показатели работы, потерю магазинов во время очередных обстрелов, тяжелую ситуацию с кадрами, украинская торговля находит возможности для помощи фронта и тыла. За что им огромное уважение и благодарность.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка