Никита Артемчук, Prom.ua: Чего хотят покупатели в e-commerce и как их привлекать
За год доля онлайн-ритейла выросла на 2%. Быстрее всего развиваются именно украинские торговые платформы. Как ритейлерам привлекать больше клиентов через интернет и какие события больше всего влияют на объемы продаж.
О том, как в течение года менялись приоритеты украинцев, в своем выступлении на iForum рассказал директор по развитию продукта Prom.ua Никита Артемчук. Издание The Page подготовило тезисы выступления. RAU предлагает ключевое.
Как растет e-commerce в Украине
Емкость онлайн-ритейла в Украине в 2022 году составила 151 млрд грн – сумма всех проданных товаров и услуг в интернете. Это на 17% больше, чем в 2021 году. В 2022 году доля e-commerce в ритейле Украины приблизилась к 11%, что на 2% больше, чем в предыдущем году. Больше всего растут именно украинские площадки, а не зарубежные. Kantar Ukraine весной сообщали, что 14% украинских потребителей совершили свою первую интернет-покупку в 2022 году.
Такими темпами за пару лет Украина по показателю онлайн-продаж в ритейле сможет догнать Канаду (13,6% — по данным Statista здесь и дальше) и Швецию (14,4%). Наибольшие показатели e-commerce у Китая (46,3%) и Великобритании (36,3%).
Одним из самых перспективных направлений для развития онлайн-продаж в Украине сейчас продукты питания и лекарства. Кстати, продажи пищи, витаминов и пищевых добавок являются одними из основных трендов и на Amazon в 2023 году.
Какие факторы оказывают наибольшее влияние на онлайн-продажи в 2023 году
Полномасштабное вторжение сначала остановило продажи на Prom до нуля, но довольно быстро восстановился спрос на товары для военных, игрушки и одежду. Осенью на пике популярности были товары группы «все для блекаута»: генераторы, павербанки, туристическое снаряжение. Сейчас спрос категорий выровнялся (одежда впереди всех), но растет интерес к генераторам.
Наибольшие падения количества заказов на Prom в течение года повлекли за собой блекауты (до 25% — если сравнивать неделю до блекаутов до недели без них) и поход Пригожина на москву (до 30%).
Как ритейлерам привлекать покупателей в онлайне
Уже чувствуется возврат конкуренции на рынке, которая наблюдалась до 24 февраля 2022 года. Это влечет за собой рост цен. Пользователей в интернете стало меньше, однако частота покупок растет. Учитывая этот нюанс, представителям e-commerce стоит больше внимания уделять покупателям, совершившим четыре-пять покупок в год. Наиболее перспективно бороться именно за их лояльность. Те, кто сделал больше покупок, уже лояльны к площадке, не стоит сосредотачивать внимание на них.
Основные драйверы онлайн-ритейла, который следует развивать в 2023 году:
- мобильные приложения;
- работать со стоимостью доставки, ведь дорогая доставка чаще всего отпугивает покупателя;
- персонализация коммуникации с потребителем, развитие директ-каналов;
- работа над брендом: социальная позиция компании является одним из выдающихся факторов для покупателя.