Ирина Дячук, Fozzy Group: Повысить нельзя, оставить. Как изменение ставки платежных систем повлияет на жизнь украинцев

Ирина Дячук, Fozzy Group: Повысить нельзя, оставить. Как изменение ставки платежных систем повлияет на жизнь украинцев

29.06.2023 08:30
  502
Дарія Осіїк

GR-директор Fozzy Group Ирина Дячук в экспертной колонке для NV рассказал о том, как изменение ставки на услуги платежных систем Visa i MasterCard повлияет на цены на продукты для украинцев.

Война никого не делает богаче. За последний год расходы украинцев существенно выросли, прежде всего из-за войны и роста цен. В военный 2022 год инфляция в Украине составила почти 27%. Цены росли почти на все. На продукты, на жилье, на топливо. В то же время доходы граждан существенно упали.

В непростое время мы всегда демонстрировали незаурядное умение объединяться. Полномасштабное вторжение не стало исключением. В первые месяцы полномасштабной войны в системе отношений государство-бизнес-население нам успешно удавалось подставить друг другу плечо. Именно благодаря сверхусилиям продуктового ритейла удалось удержать ситуацию с первых дней полномасштабного вторжения и по сей день обеспечить продовольственную безопасность в стране для населения, чтобы каждый смог удовлетворить базовые потребности продуктами питания. При этом для розничного рынка продуктов питания остаются действующими постановления Кабинета министров Украины по соблюдению 10% розничной наценки и отсрочки платежа в 10 календарных дней на социальные продукты питания. Несмотря на миллиардные убытки ритейла в результате повреждений магазинов и складских помещений, оккупации ряда регионов, уже второй год подряд мы делаем все для победы, для фронта и поддержки населения. Все, чтобы не усложнять и так непростое положение граждан.

В начале войны украинские банки и международные платежные системы (MasterCard и Visa) также подали руку помощи бизнесу и населению. Весной 2022-го комиссия за эквайринг и интерчейндж по операциям с платежными картами была отменена. Расчет карточками в Украине стал бесплатным. Это было логично, ведь война обострила вопрос безопасности наличных расчетов и инкассации.

Напомню, комиссия за эквайринг — это плата продавца товара за каждую безналичную операцию обслуживающему банку. А интерчейндж — это часть комиссии за эквайринг. Каждый раз, когда вы оплачиваете пирожное в супермаркете карточкой или термос в интернет-магазине — определенный процент средств идет банкам и платежным системам. Эту комиссию вы не замечаете, потому что она уже заложена в стоимость товара.

До полномасштабной войны ставка интерчейндж была 1,2%. В начале войны — ноль. Но со временем пришло понимание, что ее нужно возвращать. В мае 2022-го комиссия стала 0,3%, а с сентября — 0,7%. Украинский ритейл с пониманием отнесся к ее возвращению и считает текущий уровень экономически обоснованным. Нет сомнений, что все услуги должны справедливо оплачиваться, и услуги по эквайрингу — не исключение. Мы убеждены — такой уровень комиссии является компромиссным для всех сторон. Это позволяет ритейлерам не увеличивать свои расходы и сдерживать рост цен, а банкам и платежным системам зарабатывать на предоставляемых услугах.

Почему же в ситуации компромисса тема ставок на интерчейндж снова стала актуальной летом 2023-го?

Дело в том, что платежные системы хотят нового повышения ставки — с 0,7% до 0,9% уже в июле. Инициаторы апеллируют к графику снижения интерчейндж, предусмотренному меморандумом между платежными системами и Национальным банком в июле 2021 года. При этом совершенно не учитывают, что документ был подписан до полномасштабной войны в Украине. И эта договоренность не учитывает обстоятельств, в которых и украинцы, и бизнес находятся уже второй год большой войны.

Сейчас украинский бизнес истощен. Он не имеет свободных средств, чтобы переложить повышенную стоимость эквайринга на свои расходы. Увеличение интерчейнджа добавит торговцам расходов на сотни миллионов гривен. В результате цены на еду и товары вырастут. Чтобы этого избежать, стоит сохранить текущую комиссию на уровне не выше 0,7% до конца военного положения, выполняя меморандум с учетом текущей ситуации в стране.

Еще один аргумент лоббистов повышенной ставки в том, что они имеют дополнительные расходы на обслуживание платежных терминалов. В ответ на это, напомню: этой зимой после ракетных атак на украинскую энергетику ритейлеры потратили миллиарды гривен на покупку и обслуживание дизельных генераторов и старлинков. Эти средства стали для бизнеса собственными расходами и не закладывались в цену товаров для потребителей. Это была наша принципиальная позиция: наши гости должны иметь доступ к качественным и свежим продуктам во время блэкаута.

Так почему платежные системы и банки не могут последовать нашему примеру?

Чтобы обновить платежную инфраструктуру за счет комиссионных доходов, а не украинских граждан.

И последний аргумент — с прошлого года Украина является кандидатом на членство в Европейском Союзе. Нам всем нужно смотреть в будущее, ведь в ЕС интерчейндж на том уровне, который у нас уже есть сегодня. Европейский опыт показывает: разумные комиссии за эквайринг выгодны для большинства граждан страны. Доступность эквайринга дает лучший уровень сервиса для покупателей товаров и услуг, способствует уменьшению наличных операций, а это в свою очередь, приводит к большей прозрачности экономики.

Повысить нельзя, оставить. Война — не время для изменений в экономике, которые могут дополнительно ударить по платежеспособности граждан и бизнеса. Ассоциация ритейлеров Украины уже обратилась в Офис Президента Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины помочь сохранить существующие справедливые правила игры. Призываем платежные системы и банки не повышать плату за расчеты украинцев банковскими картами.

Источник — NV


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка