Быстрее других: топ-5 украинских продуктовых сетей по темпам открытий в 2023 году

Быстрее других: топ-5 украинских продуктовых сетей по темпам открытий в 2023 году

20.06.2023 09:00
  712
Костянтин Симоненко

Хотя война повлекла за собой немалые потери для многих сетей, украинские FMCG-операторы продолжают развитие. Какие сети смогли открыть больше магазинов и какие регионы стали для них приоритетными по итогам первого квартала 2023 года.

Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила очередной отчет «Рынок ритейла Украины: топ-180 торговых операторов FMCG по количеству магазинов, первый квартал 2023». В отчете эксперты проанализировали сложившиеся в начале второго военного года ключевые тренды. По данным аналитиков, несмотря на серьезные потери, которые понесли сети там, где велись и продолжаются активные боевые действия, в том числе на оккупированных территориях, первая десятка FMCG-операторов Украины по общему количеству магазинов почти не претерпела изменений. Это объясняется запасом прочности национальных операторов и большим количеством торговых точек в сетях, что позволило лидерам далеко оторваться от конкурентов.

Ритейлеры с лучшей динамикой открытий

Хотя даже в первой десятке сейчас заметно, как быстро развиваются отдельные игроки, а другие идут буквально на уровне, постепенно сокращая разрыв с неизменной тройкой лидеров АТБ (Днепр), Fozzy Group (Киев) и VolWest Retail (Луцк). Так, наибольшее количество торговых точек за первые три месяца 2023 года открыл ритейлер ООО «Клевер Сторс» из Луцка – сразу 13 магазинов под брендами Сім23 и Сімі. То есть по четыре новые локации в месяц. Большинство из них это точки Сімі – новый бренд удобных маркетов, запустившийся в конце декабря прошлого года. Это магазины компактного формата с большим количеством фаст-фуда, автоматами самообслуживания и яркой сиренево-желтой гаммой в дизайне.

В результате по состоянию на март общее количество магазинов обеих сетей ритейлера достигло отметки в 179 точек. Стоит отметить, что по данным GT Partners Ukraine, по состоянию на июнь 2022 года сеть Сім23 и Сім23 to имела всего 133 магазина. и к концу прошлого года увеличила их количество на 34 точки. Это позволило луцкому ритейлеру подняться с 8-го на 7-е место в топ-10 по количеству магазинов, вплотную приблизившись к другой сети в западном регионе страны – Рукавичка.

Еще один активный игрок – сеть магазинов Мясомаркет, которую развивает агрохолдинг МХП. Компания открыла восемь новых магазинов в первом квартале 2023 года, что позволило сети войти в первую пятерку FMCG-операторов по количеству магазинов (228 точек), сев на хвост тройке лидеров. Напомним, что в июне прошлого года она была лишь шестой по этому показателю (156 точек).

Так же восемь магазинов (или почти 6%) добавила сеть Файно маркет из Кропивницкого, и теперь общее количество насчитывает уже 146 магазинов от формата прилавочного типа до супермаркета, активно развивающихся в Кировоградском и Черкасском регионах. Кстати, именно учет магазинов прилавочного типа, а не только магазинов самообслуживания, позволил сети войти в рейтинг от GT Partners Ukraine в прошлом году.

Как видно из таблицы, вместе с Файно маркет теперь еще две региональные сети — Делви (Киев) и Близенько (Львов) — имеют по 146 магазинов, занимая 8-10 места в рейтинге. Но им не удалось попасть в пятерку наиболее динамичных в развитии сетей. Так, на четвертом месте по этому показателю находится гигант отечественного продуктового ритейла – сеть АТБ, за первые три месяца этого года открывшая семь новых магазинов. В результате общее количество торговых точек днепровского ритейлера достигло 1182.

Замыкает пятерку наиболее динамичных ритейлеров сеть BOX Экспресс маркет, приросшая за это время на шесть магазинов. Она появилась на столичном рынке в 2019 году и за короткий промежуток времени открыла более 70 магазинов площадью от 50 до 380 кв. м, которые находятся в Киеве и Киевской области.

Курс на запад

Если проанализировать географическое распределение новых открытий, увидим вполне ожидаемую картину: чем дальше от фронта, тем больше новых магазинов. Так, по данным аналитиков GT Partners Ukraine, основная масса новых магазинов была открыта на западе Украины – более 36%. Что обусловлено как фактором относительной безопасности этих регионов, так и резким увеличением количества потребителей за счет эвакуированных. Стоит отметить также, что в большинстве своем это магазины небольшого формата, ориентированные на жителей района вокруг торговой точки. Яркий пример — магазины Сім23 и Сімі или Близенько. Так же магазины Мясомаркет работают фактически в концепции магазина у дома, хотя имеют свой уникальный формат.

На втором месте по популярности находится Центральная Украина, где в январе-марте 2023 года открылась пятая часть всех новых торговых точек. Здесь также фактор безопасности играет решающую роль и так же активно разрастаются местные сети типа Файно маркет.

Аналогичная картина наблюдается и в Киеве и области, но здесь новых открытий всего 11,8%. По идее, это результат значительно более высокой конкуренции за денежных потребителей. Но пример BOX Экспресс маркет показывает, что далеко не все возможности для расширения исчерпаны. В других частях страны распределение новых торговых точек выглядит очень равномерно – на уровне 10-11%.

Полную версию отчета GT Partners Ukraine вы можете приобрести по ссылке.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка