История успеха «циничного хищника»: как владелец LVMH Бернар Арно стал самым богатым человеком мира

История успеха «циничного хищника»: как владелец LVMH Бернар Арно стал самым богатым человеком мира

15.07.2023 09:00
  4252
rau

73-летний Бернар Арно более 30 лет возглавляет «империю роскоши» LVMH Moët Hennessy – Louis Vuitton. За это время он собрал под своим крылом почти 80 дорогих брендов: от сумок Louis Vuitton и элитного алкоголя Hennessy до производителя часов Hublot и ювелирного гиганта Tiffany. Как Арно стал лидером мирового рынка люксового ритейла и что планирует оставить после себя.

В 2023 году состояние французского бизнесмена Бернара Арно достигло рекордной отметки – $210 млрд – из-за безумного роста спроса на роскошные сумки и ювелирные украшения со стороны китайских покупателей, вышедших из самых строгих в мире карантин ограничений. Благодаря этому владелец Louis Vuitton зацементировал позицию самого богатого человека мира. Экономическая правда подготовила обширный материал о том, как Арно получил контроль над LVMH, что сделало его лидером рынка и как готовит детей к управлению империей. RAU предлагает ключевое из материала.

Родительский бизнес и переезд в США

Будущий миллиардер родился в 1949 году во французском городке Рубе, округ Лилль, в состоятельной семье владельца строительной компании Ferret-Savinel Жана Арно и пианистки Марии-Жозеф Савинель. Родной город Бернара считался центром ткацкого и прядильного ремесла и само текстильное предприятие позже станет первым кирпичом в фундаменте транснационального конгломерата. Получив специальность инженера, 21-летний Арно пошел работать в фирму отца, а впоследствии ее возглавил.

В начале 1980-х, когда к власти во Франции пришли социалисты, Арно продал родительский бизнес и перебрался в США. Осев во Флориде, он открыл компанию по строительству таунхаусов. Тогдашние строительные и ипотечные бумы в США быстро принесли большие деньги: за четыре года Бернар заработал почти $20 млн.

Развивая бизнес, он изучал в США приемы слияний и поглощений, поэтому возвращался домой в середине 1980-х вооруженный типично американскими методами агрессивного поглощения компаний. Впоследствии Арно вспоминал, что Америка преподала ему главный урок: серьезный бизнес не терпит мечтателей и фантазеров.

Первые шаги в индустрии красоты

К 1984 году Арно узнал о продаже текстильного конгломерата Agache-Willot-Boussac. Получив $80 млн кредита в банке Lazard Frères и приложив $15 млн собственных средств, он приобрел контрольный пакет акций этой компании. Boussac владел перспективным домом высокой моды Christian Dior и прибыльным универмагом в центре Парижа Le Bon Marché. Арно переименовал конгломерат в Financiere Agache, сократил расходы, продал некоторые активы, а Christian Dior оставил. Также он уволил 5000 рабочих и поэтому заработал репутацию циничного хищника.

Louis Vuitton

Бернар стремился стать единоличным владельцем корпорации. Чтобы добиться этого, он воспользовался родственными связями. Его первая жена была кузиной бывших владельцев Agache-Willot-Boussac, поэтому бизнесмен на правах родственника убедил их продать ему их часть акций. Впоследствии он выкупил у правительства Франции оставшиеся акции и получил статус единоличного владельца. Для этого ему пришлось принять обязательство возродить текстильный конгломерат. Это ему, наконец, удалось.

Бизнесмен загорелся идеей создать группу, которая станет мировым лидером по продаже предметов роскоши, поэтому он начал скупать перспективные проекты. Сначала под его контроль перешел бренд Celine, а впоследствии он помог молодому дизайнеру Кристиану Лакруа открыть собственный дом моды.

Как Арно забрал себе LVMH

После первых успехов Бернар в конце 1980-х поставил себе не менее амбициозную цель: за следующее десятилетие возглавить крупнейшую в мире компанию из сферы роскоши. Он нацелился на Louis Vuitton.

После слияния в 1987 году Moët Hennessy (производитель алкоголя премиум-класса) и Louis Vuitton (создание люксовых сумок и чемоданов), группа стала мировым лидером в этой сфере. Поскольку Moët Hennessy была в три раза больше новых партнеров, главой конгломерата стал представитель первой — Ален Шевалье, а руководитель второй — муж правнучки дизайнера Луи Виттона Анри Ракамье — вице-президентом. Вскоре разногласия между ними привели к судебным разбирательствам. Как компромисс Ракамье пригласил на пост руководителя LVMH Арно, давно положившего глаз на компанию.

Арно с помощью банка Lazard Frères и британской компании Guinness приобрел 45% акций группы, а к 1989 году, заручившись поддержкой семей Хеннесси и Моэ, полностью вытеснил представителей Louis Vuitton из конгломерата, которые его как раз и впустили в конгломерат. Так француз стал основным акционером и гендиректором компании.

 Бернар Арно LVMN

Анри Ракамье (Louis Vuitton), Ален Шевалье (Moët Hennessy) и Бернар Арно

Подъем LVMH и конкуренция за Gucci

Получив желанный «бриллиант», Бернар взялся за реализацию мечты по созданию империи роскоши. На инвестиции в ведущие мировые парфюмерные бренды, изготовителей роскошных часов и ювелирных украшений, легендарных шато и продавцов элитного алкоголя он потратил миллиарды долларов. В начале 1990-х годов ежегодная выручка LVMH составила $5 млрд рыночная капитализация – $10 млрд. В 1996 году за $2,6 млрд он приобрел контрольный пакет акций сети беспошлинных магазинов DFS Group и дом моды Loewe. В следующем году за $267 млн под контроль LVMH перешла французская сеть магазинов парфюмерии и косметики Sephora.

За такую агрессивную манеру ведения бизнеса Бернара прозвали «волком в кашемире». В 1999 году группа приобрела нескольких часовщиков (Tag Heuer AG, Zenith, Ebel, Chaumet) и на их основе создала подразделение часов и ювелирных украшений. Тогда же обострилось древнее публичное соперничество Арно с французским миллиардером Франсуа Пино, владеющим брендом Gucci и аукционным домом Christie’s. Пено в те годы скупил ряд брендов, парижский торговый центр Printemps и мебельную компанию Conforama.

LVMH в 1999 году попытался приобрести контрольный пакет акций Gucci. Несмотря на провал с Gucci, за более чем 20 лет LVMH совершил несколько десятков успешных сделок, благодаря чему в конгломерат в настоящее время входят почти 80 брендов. Одно из последних громких приобретений Арно – Tiffany&Co; Группа купила американскую ювелирную компанию за $15,8 млрд, что считается самым дорогим приобретением роскошного бренда в истории.

С ростом конгломерата росло и состояние его владельца. В январе 2019 года Арно за день заработал $4,3 млрд после того, как акции LVMH выросли на 6,9%. Через полгода Бернар снова появился на обложках журналов, став третьим человеком в мире с состоянием более $100 млрд. Пандемия коронавируса ухудшила позиции Арно в рейтинге миллиардеров. Но уже в декабре 2022 года, после очередного удачного периода на биржах, Арно потеснил Илона Маска с первой строчки рейтинга богачей с состоянием $178 млрд. Сейчас он остается самым богатым человеком мира. Forbes оценивает его капитал в $238 млрд, а Bloomberg – в $210 млрд.

Арно со старшими детьми, Антуаном и Дельфиной

Семейный подряд

Описывая деятельность бизнесмена, ведущие издания часто пишут: «Арно и семья». Это связано с тем, что пятеро детей Бернара находятся на руководящих должностях в LVMH и влияют на развитие бизнеса. Свое дело 73-летний предприниматель намерен передать именно им. Двое его старших детей от первого брака — Антуан и Дельфина Арно. Именно Дельфина, старшую дочь, называют наиболее очевидной наследницей империи отца. Она начала карьеру в McKinsey&Co., а впоследствии стала самым молодым вице-президентом Louis Vuitton в истории.

В январе 2023 года Дельфина возглавила Dior. Ее младший брат Антуан является исполнительным директором бренда мужской одежды Berluti и возглавляет бренд одежды из кашемира Loro Piana. Обе компании входят в LVMH. Помимо этих должностей Антуан в июне 2018 года стал руководителем отдела коммуникаций и имиджа LVMH, а в конце 2022 года – генеральным директором семейного холдинга Christian Dior SE.

Александр Арно, еще один сын Бернара, был гендиректором немецкого бренда чемоданов Rimowa, а после приобретения конгломератом Tiffany стал ее вице-президентом по продукту и коммуникациям. Младший брат АлександраФредерик также работает в LVMH. В 2018 году он присоединился к конгломерату как директор по стратегии и цифровым технологиям швейцарского бренда часов TAG Heuer, крупнейшего часового бренда LVMH. В 2022 году Фредерик стал его гендиректором. Самый молодой сын Арно, 23-летний Жан, начал работать в LVMH в 2021 году, присоединившись к Louis Vuitton в должности директора по маркетингу и разработке продуктов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка