У киевских ТРЦ наименьшая за последние 10 лет заполняемость. Как они спасают бизнес
В конце 2022 года вакантность торгово-развлекательных центров Киева составила 15%, подсчитали в Colliers Ukraine. Ритейлеры одежды, детских товаров и товаров для дома частично закрывали свои магазины в киевских ТРЦ. С чем это связано выяснила редакция Forbes. RAU предлагает главные тезисы этой статьи.
270 000 кв. м — именно столько свободной площади сейчас в киевских торгово-развлекательных центрах. По подсчетам компании Colliers Ukraine, это 15% от всей торговой площади столицы и самый высокий показатель вакантности за последние 10 лет. «Однако в разных ТРЦ ситуация не одинакова», — говорит ведущий эксперт Colliers Ukraine в области торговой недвижимости Игорь Заболоцкий. В торговых центрах, которые находятся в густонаселенных массивах, вакантность, в среднем, ниже, чем в целом по рынку. Так, в ТРЦ Аладдин, который расположен возле метро Позняки в густонаселенном районе, свободных площадей 5%. «В Smart Plaza Obolon и Piramida — около нуля», — рассказывает коммерческий директор Dragon Capital Property Management Наталья Кравец. Этой компании принадлежат три упомянутых ТРЦ.
Зато в тех объектах, которые расположены в отдалении от жилых массивов, ситуация хуже. В ТРЦ Respublika Park на Окружной дороге столицы свободных 15% торговых площадей. Но вакантность в этом ТРЦ сокращается, утверждает СЕО Respublika Юлия Счастливая.
Самым незаполненным остается в Киеве ТРЦ Blockbuster. По данным Forbes, его вакантность составляет около 40%. Почему из ТРЦ уходят арендаторы и как владельцы торговых центров спасают ситуацию?
В ТРЦ исчезли арендаторы-магниты для посетителей
Осенью 2022 года, во время обстрелов украинской инфраструктуры, в столичном ТРЦ Dream Yellow администрация торгового центра открыла пункт несокрушимости. Он появился на месте закрытого на тот момент магазина GAP.
Этот бренд, который в Украине развивала турецкая компания Fiba Retail, в 2022 году ушел с рынка Украины. Так же ритейлер поступил с брендом Marks&Spencer, который развивал в Украине. Одна из возможных причин — Marks&Spencer и GAP были не очень эффективными и до большой войны. А когда в ТРЦ упал поток покупателей, стало еще хуже.
Люди стали меньше ходить в ТРЦ по нескольким причинам. Одна из них — остановка работы магазинов-магнитов Zara, Bershka, H&M и др. «Ряд факторов, среди которых приостановка работы топовых мировых брендов fast fashion, оказали существенное негативное влияние на посещаемость ТРЦ», — резюмирует операционный директор ООО «Руш» (линия магазинов EVA) Виктор Средний. Его компания закрыла за 2022 год несколько магазинов в киевских ТРЦ из-за разных взглядов на величину арендных ставок.
Кроме этого, люди меньше ходили в ТРЦ и из-за воздушных тревог. В 2022-м торговые центры были закрыты по этой причине суммарно почти 30 дней, подсчитали в Colliers.
Еще одной причиной высвобождения площадей в торговых центрах стал уход с украинского рынка российских и белорусских ритейлеров. В частности, Gloria Jeans, O’Stin, BeFree, которые в Киеве совокупно имели около трех десятков магазинов.
Свободные места уже занимают новые операторы, говорит Счастливая из Respublika. «У нас, в частности, открыла магазины мебельная фабрика из Харькова Constanta, которой удалось сохранить производство, и продавцы одежды US Polo, которые бежали из Мариуполя», — перечисляет она. Кроме этого, в Respublika Park открылся польский бренд одежды Oсhnik, который до этого имел украинский магазин только во Львове. Всего с апреля 2022 года в ТРЦ открылся 41 новый оператор одежды или еды.
«Свободные площади активно занимают отечественные производители», — говорит директор Украинской торговой гильдии Евгения Локтионова. Украинский производитель повседневной одежды Goldi открыл около 10 новых магазинов суммарной площадью 10 000 кв. м.
Снижение арендных ставок — главная мера со стороны ТРЦ по удержанию арендаторов. «В 2022-м дисконт на базовую ставку в лучших случаях составлял не менее 50% от довоенного уровня, из-за чего владельцы объектов получили вдвое меньше дохода, чем год назад», — говорит Заболоцкий из Colliers.
Кроме этого, чтобы заполнить свободные квадратные метры, ТРЦ открывают нетипичные точки. В Retroville летом 2022 года появился сервисный центр МВД. А в Gulliver — интерактивный музей «Открывай портал в науку» для детей. Новые арендаторы не только заполняют пустующие площади, но и приводят в ТРЦ поток посетителей. И хотя они не совсем целевая аудитория магазинов этих торговых центров, но очень вероятно, что останутся хотя бы перекусить на фуд-корте.
Источник — Forbes