Топ-5 женщин из ритейла среди женщин-лидеров Украины по версии Forbes
Forbes определил 50 женщин, двигавших бизнес, общество и искусство в самый сложный год современной истории Украины. Среди них оказалась пятерка представительниц ритейла и смежных отраслей.
Издание Forbes Ukraine в своем новом номере печатного журнала представило список 50 лидеров Украины, которые смогли добиться успеха в разных сферах общественной жизни и бизнеса. Сотрудники журнала составили лонг-лист руководительниц или владелиц различных компаний и проектов, за которых проголосовало жюри. Из этого перечня редакционная коллегия выбрала 20 представительниц бизнеса, по 10 гражданского общества, креативных индустрий, а также военного и волонтерского дела. Женщины, благодаря лидерству которых Украина держится достойно в экономике, волонтерстве, науке, искусстве, на войне.
Портал RAU проанализировал список Forbes Ukraine, и выбрал из рейтинга тех бизнес-леди, которые связаны со сферами розничной торговли, общепита или смежными отраслями. Номинантки списка размещены в алфавитном порядке.
Ольга Копылова, соосновательница и CEO гастролавок Черноморка, Анчоусная, Селедочная
Ольга Копылова начинала собственное дело с доставки рыбной продукции разным заведениям HoReCa. В настоящее время ее компания отгружает морепродукты примерно в 200 супермаркетов и ресторанов, имеет свой вылов рыбы в Одессе, а также развивает сеть заведений формата restaurant & market, состоящая из 18 ресторанов Черноморка, 6 – Анчоусная и 2 – Селедочная. С мужем они поделили обязанности в бизнесе: она занимается ресторанами и новыми форматами, а он логистикой и другими техническими вопросами.
С начала января 2023 года Ольга Копылова сосредоточена на зарубежной экспансии своей сети. За пределами Украины работает три заведения сети – два в Польше и одно в Молдове. Не обошлось без ошибок – первую зарубежную Черноморку в румынской Констанце пришлось закрыть: неправильно выбрали место и не адаптировали меню. С тех пор Копылова очень тщательно изучает особенности каждой страны и предпочитает сотрудничать с местными руководителями. В ближайших планах – еще четыре заведения Черноморка в Польше, а также открытие в Грузии.
О роли лидера во время войны: «Приходится еще активнее вести за собой. Лидер должен быть жестко уверен в том, куда он ведет команду. И вести людей»
Полина Кошарная, глава наблюдательного совета сети зоомагазинов Master Zoo (Suziria Company Group)
Полина Кошарна основала розничный бренд Master Zoo в Харькове в 2008 году. Сейчас это самая большая национальная сеть зоомаркетов в Украине, которая насчитывает более 100 магазинов по всей Украине. После начала полномасштабного вторжения склад компании, расположенный в харьковской Рогане, несмотря на интенсивные бои уцелел. Продукцию производителя вывезли во Львов, где компания открыла современный логистический комплекс и запустила облачную систему управления WMS. Кошарная называет решение этой менеджерской задачи одним из главных прошлогодних достижений. Другое – открытие в сентябре производства в Калуше, которое дублирует харьковскую площадку. Также компании удалось наладить поставки своего корма Savory в сети ЕС.
О роли лидера во время войны: «Вырос уровень делегирования. Иерархия и бюрократия мешают во время кризиса, важно инвестировать в доверие».
Оксана Середюк, совладелица сетей Mafia, Casta, Georgia, BAO и NAM
Оксана Середюк занимается бизнесом вместе со своим мужем Тарасом. Он отвечает за финансы и маркетинг, она – за HR, технологии качества и корпоративную социальную ответственность. В семейном холдинге десятки заведений разных ценовых категорий – от демократических Mafia, Casta и Georgia до премиальных BAO и NĂM. В первые дни войны все заведения Середюк объединились в проект «Гуманитарный ресторан Мафия», в котором приготовили более 2 млн бесплатных обедов для переселенцев, больниц, военных и ТрО.
Летом 2022 года ритейлеры открыли новый ресторан премиум-класса BAO во Львове. Заведение, открытое совместно с шеф-поваром Эктором Хименесом-Браво, имеет четыре зала и предлагает блюда китайской кухни.
О роли лидера во время войны: «Вижу себя как лидера, который сможет создавать рабочие места, обеспечивать стабильность для своих работников и в дальнейшем поддерживать благотворительные инициативы».
Ирина Чечеткина, совладелица Rozetka.ua
Ирина – идейная вдохновительница создания крупнейшего онлайн-ритейлера Украины. В 2005 году, когда Rozetka была еще стартапом, Ирина работала «и операционным директором, и директором по продажам, и оператором колл-центра, и кладовщиком, и курьером». Теперь, когда их общий с мужем бизнес стал гораздо больше, все эти обязанности распределены между работниками. Самым сложным вызовом для себя считает совмещать растущий бизнес и воспитание детей. Их у Чечеткиных четверо.
После 24 февраля она стала еще более вовлечена в работу. У Ирины была сложная задача, ведь в марте 2022-го выручка Rozetka рухнула более чем в 170 раз. Но уже в августе она вернулась на довоенный уровень.
Наталья Шаповалова, СЕО АТБ Маркет
В начале большой войны АТБ, главной офис которого расположен в Днепре, создал резервную штаб-квартиру во Львове на случай оккупации области. CEO крупнейшей розничной сети страны Наталья Шаповалова отказалась ехать на запад. «Я обязана была остаться и работать, несмотря ни на что», – говорит она. По состоянию на 24 февраля 2022 у АТБ было 1320 магазинов. Военные действия дорого стоили компании: более полутора сотен магазинов разрушены или под оккупацией. За прошлый год ритейлер открыл 27 новых маркетов.
Топ-менеджер начинала карьеру в АТБ в 1995 году с должности помощника руководителя. Генеральным директором крупнейшего ритейлера страны Наталья Шаповалова стала в 2019 году.
О роли лидера во время войны: «В любой форс-мажорной ситуации лидер остается человеком, которому доверяют и который не предаст. И роль лидера во время войны в том, чтобы сплотить людей ради движения вперед. Чтобы находить правильные решения и принимать их с холодной головой».