Супермаркет в смартфоне: тенденции, прогнозы, вызовы
По некоторым прогнозам онлайн-шоппинг станет основным способом закупок, а объемы доставки из супермаркетов возрастут в десять раз к 2030 году.
Как пишет LIGA.net, пандемия, цифровая трансформация и острая конкуренция изменяют правила игры на рынке мирового ритейла. Как новые обстоятельства повлияли на продуктовый ритейл в мире, каковы тенденции его развития и, как, в частности, война изменила поведение украинских потребителей. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
Мировые тенденции покупки продуктов онлайн
Продуктовый онлайн-шоппинг (e-grocery) начал быстро расти со времен пандемии COVID-19. Теперь почти у каждого ритейлера в мире есть онлайн-магазин и мобильное приложение. Чаще всего клиенты заказывают продукты онлайн из-за нехватки времени, лености и страха заразиться вирусом. Во время пандемии в 2020 году в США покупали продукты онлайн на 50 миллионов человек больше, чем в 2019 году. Уже в 2022 году электронная коммерция обеспечивала треть продаж товаров повседневного спроса (CPG) во всем американском ритейле, выручка которого увеличилась на 9% или $127 млрд.
В Азии диджитализация еще более продвинута. За последнюю пятилетку предполагалось, что к 2022 году продуктовый онлайн-канал вырастет на 194%. Южная Корея, Китай и Япония лидируют в сфере онлайн-покупок продовольствия. Китай – второй по размеру рынок онлайн-ритейла в мире, который, по мнению аналитиков, обойдет американский уже в этом году.
Крупнейший рынок Европы по объему розничной торговли продовольствием – Германия, где около трети потребителей покупают, по крайней мере, некоторые продукты в интернете. Однако в Великобритании уже около 60% потребителей покупают продукты онлайн (в США – не больше половины).
Развитие онлайн-торговли продуктами питания существенно сдерживает негативный пользовательский опыт. Самые распространенные проблемы для сегмента e-grocery – замена товаров, их качество и дорогостоящая доставка.
Молодежь охотнее покупает в интернете. Чем младше человек, тем больше он тратит онлайн. Преимущественно заказы делают через смартфон (70%), затем – компьютер (20-30%) и на третьем месте – голосовой помощник (5-7%).
Украинский опыт
В Украине сегмент e-grocery стал при пандемии также привычным явлением. В начале полномасштабного вторжения россии он замер, однако уже с апреля ритейлеры начали постепенно возобновлять свою онлайн-деятельность. Еще одним вызовом стало отключение света и мобильной связи, однако компании справились и с этим. В частности, Metro Cash&Carry, Varus, Auchan Украина, Fozzy Group уже подтвердили возврат на довоенный уровень онлайн-продаж. В то же время, согласно исследованию Deloitte, частота онлайн-покупок продуктов в течение месяца в среднем уменьшилась в три раза по сравнению с периодом до 24 февраля 2022 года (с 2,3 раза до 0,8 в месяц). Хотя средний чек стал больше на 22% (1322 грн). В оффлайне он стал меньше на 8% (798 грн). В то же время украинцы со статусом ВПЛ являются лидерами по размеру среднего чека почти по всем категориям товаров по сравнению с теми, кто не менял место жительства.
«Одно из главных преимуществ покупок онлайн — доставка тяжелых пакетов, поэтому при формировании онлайн-корзины гость четко понимает, что какой бы ни был вес и объем выбранных товаров, все доставят прямо домой», — отметила директор по трансформации сети Фора Оксана Жебчук. В Auchan Украина говорят, что раньше чек онлайн-шопинга был выше в два раза чем офлайн, но с появлением в клиентских корзинах продуктов питания, средний чек онлайн-шопинга вырос в четыре раза. «Размер среднего онлайн-чека зависит от типа доставки. В fast/ultra-fast доставке он немного больше оффлайн-чека. В плановой или при самовывозе может пятикратно быть больше оффлайн-чека», — говорит директор департамента e-commerce Varus Олег Спирин.
Прогнозы на будущее
В сети Фора уверены, что в ближайшие пару лет доля онлайн торговли вырастет в разы. Продуктовые ритейлеры, которые научатся предоставлять качественный онлайн-сервис покупателям, получат долю оборота на уровне 10%. Позитивно настроен и директор по продажам Metro Украина Андрей Цвих: «Онлайн-шоппинг станет основным способом закупки клиентами сектора HoReCa, поэтому к 2030 году мы ожидаем рост наших объемов доставки почти в 10 раз, что будет равно 70% всех наших продаж профессиональным клиентам». Разделяют прогноз на рост этого рынка также Fozzy Group и Varus.
В сети Auchan Украина отметили, что до войны Украина демонстрировала один из самых высоких темпов прироста доли онлайн-шопинга. Сейчас доля е-commerce в среднем составляет 8% (до войны – 6%).
Ретейлеры, действующие решительно и осуществляющие стратегические инвестиции сегодня в этот сегмент, будут иметь хорошие возможности для того, чтобы занять выигрышную и устойчивую позицию в будущем.