Держать удар: как массированные ракетные атаки повлияли на украинский рынок e-commerce
Игроки рынка e-commerce рассказали, как массированные ракетные атаки на энергетическую систему в течение пяти месяцев и веерные отключения света повлияли на работу онлайн-магазинов и поведение покупателей. И о том, как происходит восстановление рынка, когда графики отключений электроэнергии почти перестали действовать.
По данным Promodo, самой болезненной для украинского e-commerce стала первая массированная атака на энергетическую систему в октябре 2022 года, когда трафик упал на 27%, а доход на 60,68%. Показатели удалось восстановить за следующие 2-3 дня, но после введения плановых веерных отключений света у всех ритейлеров наблюдалось значительное проседание как по трафику, так и по доходу.
Обстрелы в октябре прошлого года вызвали падение дохода на 25%, а трафика на 12%. В день обстрелов из-за отсутствия света и интернета просадка может быть в 20-50% заказов. Но это приводит к отложенным покупкам в течение следующих суток.
Из-за отключения света изменились и покупки украинцев — вырос спрос на павербенки, power-станции, генераторы, инверторы, диодное освещение и прочее.
Ракетная атака в середине ноября вызвала падение дохода на 20,53% и трафика на 17,02%, если сравнивать с атакой в начале месяца. В конце ноября продажи упали в среднем на 43%, а трафик снизился почти вдвое, на 46%. Однако из-за рекламных кампаний показатели стремительно пошли вверх.
В Цитрус улучшение ситуации с продажами начали наблюдать в конце ноября. В этот период количество активных пользователей увеличилось на 20% с последующей тенденцией к росту.
«Это можно объяснить тем, что с октября люди адаптировались к новым условиям и смогли вернуться к привычным покупкам», — говорят в Цитрус. Всего в этой сети во время веерных отключений электроэнергии наибольший спрос был на зарядные станции и павербанки. Также клиенты активно обновляли старые смартфоны и ноутбуки на модели с более емкими аккумуляторами, спрос на эту категорию товаров вырос на 50%.
Существенное влияние отключения света на рынок e-commerce было в январе 2023 года. В этот период по оценкам украинского онлайн-ритейлера Rozetka рынок просел на 15% в посещениях сайтов e-commerce. Тогда более активно, чем сейчас, покупали павербанки и генераторы. «В феврале произошло восстановление ожидаемого уровня потребления прежде всего за счет отложенного спроса января. Прогнозировать дальнейшее восстановление спроса пока невозможно из-за большого количества факторов, влияющих на уровень спроса и высокой чувствительности покупателей к этим факторам», — комментирует пресс-служба онлайн-ритейлера Rozetka.
Уже в конце февраля отключение электроэнергии прекратилось, но, как отметили в сети Алло, активность клиентов радикально не изменилась в течение последних недель. В частности, количество посетителей сайта аІІо.ua не изменилась, так же как и время, когда трафик растет. Обычно в выходные посещаемость сайта растет по сравнению с рабочими днями.
E-commmerce директор сети Фокстрот Кирилл Попов-Черкасов отметил, что сейчас тенденция положительная, рынок восстанавливается. Сейчас в компании наблюдают постепенное восстановление классических товарных категорий, по которым произошел отложенный спрос. Он добавил, что аудитория, по понятным причинам, значительно уменьшилась, покупательная способность стала ниже. Но с другой стороны многие люди перешли на покупки в онлайн, то есть есть некоторая компенсация потерь онлайн-аудитории.
Источник — delo.ua