Совладельцы Athletics: Работаем над расширением товарно-марочного портфеля
Руководитель сети магазинов Athletics Людмила Кныш и глава совета директоров Athletics Игорь Чернов о том, как компания работала в первый год полномасштабной войны, про ребрендинг одной из франчайзинговых сетей, изменения в спросе и приоритетные задачи на 2023 год.
Сеть магазинов Athletics объединяю в Украине 30 магазинов и несколько франчайзинговых сетей. Какие еще события происходили в компании в 2022 году и над чем сейчас работает ритейлер, RAU рассказали руководитель компании Людмила Кныш и глава совета директоров Athletics Игорь Чернов.
— Как компания пережила сложный 2022-й? Что из запланированного в начале прошлого года удалось реализовать, несмотря на войну?
— Был непростой год. Никогда прежде мы не сталкивались с подобными вызовами. Это нельзя сравнивать с кризисами прошлых лет. Главной целью стало сохранение бизнеса. Нам удалось сохранить почти все магазины. По состоянию на 24 февраля 2022 года сеть Athletics насчитывала 33 магазина. На 1 марта 2023 года у нас есть 30 магазинов.
— Это минус три торговых точки. Что именно случилось, и открывали ли новые магазины в течение последнего года?
— Два магазина были разбомблены – в Харькове и Херсоне, два вынуждены были закрыть – в Виннице, а также столичном ТРЦ Blockbuster Mall. Но один магазин мы все же открыли за военный год – это новый Athletics формата «Дисконт» в ТЦ Левобережный в Киеве.
— Какие убытки понесла ваша компания из-за российской агрессии?
— Война принесла снижение спроса, покупательной способности и соответственно значительное падение трафика. Это повлияло на снижение товарооборота и объем дохода сети. Также в результате ракетных обстрелов оккупантами компания потеряла два магазина, включая товар и нетоварную продукцию, поэтому убытки достигают миллионов гривен. Точные суммы еще предстоит подсчитать.
— Сохраняется ли интерес у украинцев к спортивным товарам во время войны, и в каких категориях спрос изменился больше всего?
— Да, не смотря на все сложности войны, украинцы продолжают жить и посещать магазины сети. Однако эвакуация населения, сокращение доходов, не могли не отразиться на трафике. Более всего спрос уменьшился на детские товары в связи с выездом значительного количества детей за границу.
– Ранее вы анонсировали ребрендинг сети Sportlandia. На каком этапе этот процесс и под каким брендом сейчас работают магазины?
— В рамках ребрендинга франчайзинговой сети Sportlandia в 2022 году в Укрпатент была подана заявка на регистрацию новой торговой марки. Ждем свидетельство о праве собственности нового бренда. Как только получим все необходимые документы, сможем поделиться деталями ребрендинга сети, объединяющей около 20 магазинов по всей Украине.
— Как сеть прошла период отключений света, прежде всего, в магазинах, работающих в «стрите»?
— Для обеспечения магазинов сети светом было закуплено необходимое количество генераторов, как для магазинов расположенных в street-retail, так и в ТРЦ. Многие торгово-развлекательные центры решили этот вопрос самостоятельно, поэтому с какими-то серьезными проблемами мы в этом направлении не сталкивались. Надеемся, что блекауты вскоре уйдут в прошлое, по крайней мере, происходящее сейчас в значительной степени обнадеживает. Однако мы готовы работать для наших покупателей при любых сценариях.
— Как война повлияла на онлайн-направление?
— С начала полномасштабного вторжения фокус покупателя сместился в сторону интернет-покупок с доставкой. Самовывоз снизился ориентировочно на 10%. Мы подстраиваемся под потребность покупателя насколько это возможно сейчас, доставляем заказы в кратчайшие сроки – один-два дня.
— Как у Athletics сейчас организована логистика? Где находится центральный склад, как изменилась цепочка поставок?
— Логистика организована так же эффективно, как и до войны. Логистическое качество поставок на высоком уровне. Центральный распределительный состав, как находившийся до начала войны в пригороде Киева, так там и остался. Оценив риски, компания решила не изменять его локацию, в том числе и этим решением обеспечивается эффективность цепи поставок. Что было изменено, то это порты прихода товара из Индокитая в Украину. Ранее в цепи поставок использовался Одесский порт, а теперь это Рига и Гамбург.
— Ритейл во всем мире продолжает диджитализироваться, внедрять новые технологии. Работаете над изменениями в сервисной составляющей или других направлениях работы компании?
— Поскольку мы молодой бизнес и прокачивать бренд начали летом, перед нами стоит сверхтрудная и долговременная борьба за топовые позиции. Диджитал стремительно развивается, и мы стараемся использовать доступные нам инструменты. Не все из них мы готовы пока реализовать оперативно, но наши технические специалисты работают над поставленными задачами. Сейчас у всех на слуху ChatGPT. В таких технологиях мы тоже заинтересованы, но реализовывать этот канал коммуникации будем не в этом году.
— Какие приоритетные задачи стоят перед компанией в этом году?
— Основные задачи на текущий год – это работа по расширению товарно-марочного портфеля. Одна победа у нас уже есть – мы получили дистрибьюцию ТМ Columbia. Работаем дальше.