Как быть актуальным в продвижении компании и коммуникации с клиентами: советы Inweb
Что изменилось на маркетинговом рынке за год полномасштабной войны, како новый тип «шароварщины» появился в контенте компаний, а также как правильно позиционироваться и общаться с клиентами в новой реальности.
В колонке для RAU агентство digital-маркетинга Inweb делится, что происходит с PPC-рынком и SMM-сферой Украины в условиях войны, как изменилась SEO-аналитика, и представляет чек-лист для бизнеса: как быть актуальным в продвижении и коммуникации в 2023 году.
SEO-аналитика: стабильность и изменения
Хотя с 24 февраля объемы заказов упали, во многих регионах значительное количество предприятий вышло на довоенный уровень или превысило его, о чем говорилось в результатах исследования Дія.Бізнес. Значительных изменений в построении работы среди SEO-аналитиков не произошло. Уменьшился спрос почти на все категории товаров и услуг, стало трудно прогнозировать KPI, поскольку их выполнение усложняется из-за обстрелов, проблем со светом и т.д. В целом изменения произошли в услугах SEO следующие:
- Бюджеты на продвижение значительно сократились.
- Клиенты стали чаще заказывать разовые услуги, чем ежемесячные.
- Многие начали выходить на западные рынки.
«Даже если война в значительной степени затянется, бизнес адаптируется, найдет варианты по логистике и решит сложности с деньгами. За год войны украинский бизнес продемонстрировал недюжинную гибкость», — считает CPO, Head of SEO Inweb Владислав Наумов.
PPC-рынок: планирование и форс-мажоры
Работа digital-сферы практически не изменилась. Умение адаптироваться к разным форматам работы оставалось со времен пандемии. Пока крупные игроки принимали сложные решения о возвращении к работе или выходе за пределы Украины, малый бизнес очень быстро занял часть спроса, потому что более мобильный. Исследование Дія.Бізнес отмечает, что это позволило выйти почти на довоенные обороты. К примеру, в марте около 80% проектов Inweb стало на паузу. Но уже в конце мая количество проектов уже на уровне 50% довоенных показателей, а к концу года этот показатель показал 100%.
В сфере интернет-рекламы на изменения спроса и трафика очень сильно влияет информационное давление, отключение света, обстрелы. Если информационное давление оказывает влияние постепенно, и спрос плавно снижается за несколько дней, то при массовых обстрелах и отключениях света трафик падает моментально до 2-2,5 раз.
Важно просчитывать форс-мажоры, связанные с отключениями и обстрелами, закладывать их в KPI и доносить клиенту. «Онлайн-реклама никуда не исчезнет, особенно в нишах, которые выровнялись на довоенные показатели. Бизнесам нужно зарабатывать деньги, а онлайн-реклама – необходимый инструмент для этого. Хотя просадки возможны, но они не повлияют существенно на общие тенденции», — отмечает Head of PPC компании Сергей Чердинцев.
SMM-сфера: украинский контент и бум фрилансеров
Перед началом полномасштабной войны агентство готовилось к запуску новой услуги, но полноценно вернуться к этому удалось только в апреле-мае 2022 года, когда ситуация несколько стабилизировалась. Тем временем на рынке произошли следующие изменения:
- Значительную долю рынка захватили фрилансеры, предлагая цену ниже, чем у агентств. Чтобы оставаться релевантным, агентства расширяли услуги и включали в маркетинг-планы обучения штатных специалистов, консалтинг. То есть стал важным комплексным подходом к услуге, чтобы повысить ценность для клиента.
- Украинцы стали свидетелями настоящего бума украинского контента, но вместе с этим столкнулись с так называемой «байрактарщиной», современным аналогом «шароварщины», то есть искаженным и стереотипным изображением украинской культуры.
В общем, последствия настоящей революции в контенте можно будет оценить позже. Но уже сейчас мы видим, какие существенные изменения произошли с украинским Telegram и как в целом изменилась реклама в социальных сетях с 24 февраля (здесь примеры шароварщины, к сожалению, тоже есть).
«SMM будет становиться все более украинским: украинский контент станет абсолютной нормой для большинства бизнесов. Будут развиваться украинские сервисы автоматизации взамен российским (например, Trend Heroes), что станет своей отдельной нишей в Украине. Украинские компании, например Monobank, Нова пошта, начинают открывать представительства в других странах. Это отразится на потребностях SMM: необходимое знание польского и/или аанглийского языка, интеграция украинского SMM в мировые тренды», — говорит Head of SMM в Inweb Марина Свист.
Чек-лист для бизнеса: как быть актуальным в продвижении и коммуникации
- Первое правило любой самопрезентации бизнеса – честность, откровенность.
- Ваша целевая аудитория теперь очень эмоциональна: злая, усталая, напряженная и переживает перманентный стресс. Это важно учитывать в ведении социальных сетей, рекламных кампаниях, рассылках, работе отдела продаж и техподдержки.
- Ваша аудитория могла просесть в доходах. Возможно, есть смысл подумать о акциях и скидках.
- Переход на украинский язык теперь не желателен, а обязателен. Это также влияет на создание креативов, состав команды и др.
- Теперь важно оперативнее реагировать на новости. Ситуативность стала еще важнее, потому что оперативная реакция – основа безопасности в Украине.
- Если вы помогаете ВСУ, показывайте отчеты в соцсетях и на сайте. Сотрудничайте с проверенными фондами и волонтерами.
- Если есть трудности в логистике или команде, сообщите об этом. Особенно если это влияет на качество вашего сервиса. Отвечайте на вопросы перед тем, как их поставят.
- В социальных сетях и на сайте делитесь только проверенными фактами. Теперь задачи и возможности ИПСО врага всем понятны, и бизнесу важно не делиться фейками.
- Если вы запускаете рекламную кампанию или ведете страницу в соцсетях, следите, чтобы реакция на запросы клиентов и пользователей была мгновенной.
- Каждый украинец – это пчелка в огромном улье. В соцсетях и на сайте компании дайте больше информации о том, кто в вашей команде, укажите лицо.
Теперь ведение бизнеса – продажа товаров и услуг – требует большего внимания и бдительности. Украинские компании перешли в эпоху заботы. Киевские кафе открывали свои двери для тех, кому нужно было работать онлайн во время отключения света. Новая почта позволяла людям сушить волосы феном в своих отделениях, а Rozetka – докручивать фарш. Поэтому можем утверждать, что перспективы стремительно расти теперь есть у тех, кто проявляет заботу о команде компании и своих клиентах. Это и есть наша почва для победы на всех фронтах.