Война и ритейл: все, что нас не убивает, делает только сильнее — итоги 2022 года
Война внесла серьезные коррективы в работу украинского ритейла. Для многих участников рынка вопрос стоял ребром: выжить или умереть. Собственно, а как еще может быть, когда враг топчет родную землю и не признает право нашего народа на свободу и независимость? Но сильные духом не сдаются и на собственном опыте показывают, как работать в таких сложных условиях. Новые проблемы могут возникнуть в любой момент. Поэтому надо всегда быть наготове и не сдаваться ни при каких обстоятельствах.
В этом смысле непредсказуемость ситуации напоминает игру. Ставки сделаны, но результат никому не известен. Нагляднее всего то, что происходило (да и происходит по сей день) с украинским бизнесом иллюстрирует очень популярная игра Авиатор. Там взлетающий самолетик может в любой момент попасть в аварию и взорваться перед глазами игрока. Тогда можно потерять все. Поэтому следует так выстроить стратегию, чтоб в конечном итоге остаться в плюсах. Как это, например, даже в условиях войны удалось сделать известному ритейлеру Олегу Вишнякову. Недавно он рассказал об итогах года с точки зрения опыта своей сети гипермаркетов Ultramarket, объяснил, какие три самых больших испытания прошел его бизнес, и как удалось выстоять.
Война как проверка способности бизнеса противостоять любым обстоятельствам и неурядицам
На самом деле отечественный ритейл, как и некоторые другие секторы экономики, продемонстрировал незаурядную стойкость и начал восстанавливаться быстрее других. В числе локомотивов преодоления экономического кризиса следует назвать, например, IT-отрасль, банковскую сферу (особенно микрофинансовый сегмент), страхование и, как ни странно, индустрию азартных развлечений. Как оказалось, решение о легализации игорного бизнеса было верным. Операторы рынка, с рейтингом которых можно ознакомиться по ссылке: ua1.com.ua, не только наполняют бюджет платой за лицензии и налогами, но также активно помогают армии и гражданскому населению. Но вернемся к трем этапам кризиса, которые пришлось пройти ритейлу с начала войны.
Этап первый
Начало войны принесло:
- проблемы с поставкой товаров, поскольку многие производители прекратили работу;
- нарушение установившихся логистических схем;
- долговременные воздушные тревоги;
- потеря части персонала из-за эвакуации.
Этап второй
Дефицит топлива привел к огромным проблемам с логистикой и срывам сроков поставок. Когда государство наконец-то отпустило цены после попыток ограничивать стоимость горючего, логистика значительно подорожала, как и большинство товаров и услуг.
Этап третий
Осень принесла атаки на энергетическую инфраструктуру. Регулярные отключения электричества особенно больно ударили по ритейлерам продуктовой группы товаров. Дефицит генераторов (на которые еще нужно найти средства) стал еще одной проблемой. Этот этап продолжается до сих пор.
Как удалось выстоять
Не сдаться заставили:
- Четкая гражданская позиция и вера в победу.
- Социальная ответственность и пересмотр жизненных ценностей.
- Умение адаптироваться к работе в любых условиях.
- Забота о сотрудниках, ответивших «взаимностью» и самоотверженным трудом.
- Гибкость в вопросах ассортимента и снабжения товаров. Пришлось во многом переориентироваться и сменить приоритеты.