
Последние гурманы: какие торговые сети продолжают работать в элитном сегменте


Украинский ритейл в 2022 году столкнулся с испытаниями, тяжелее кризиса COVID. Теперь это не просто ограничение в дистанции и масочный режим, а полномасштабная война, в которой работа торговых сетей стала еще одним экономическим фронтом страны, задача которого – прежде всего обеспечить людей продовольствием.
И все это при прерванных цепях поставок, изменении спроса в разных регионах страны, эмиграции работников за границу, мобилизации, разрушении РЦ и магазинов, прекращении работы некоторых производств. А к концу 2022 года из-за обстрелов инфраструктуры бизнес столкнулся с новой угрозой — блекауты. Теперь обеспечение торговых точек генераторами — а не зимние праздники, как было раньше — одна из главных задач в ритейле.
Вместе с тем, изменился и покупатель. Из-за войны, инфляции, отсутствии стабильности и сокращения доходов населения изменилось покупательное поведение: каждый второй клиент ограничивает список категорий к базовым и чаще переходит на более дешевые бренды.
Инфляция в Украине на продукты питания и безалкогольные напитки достигла 26,6%. Цены стремительно растут по всему миру. В частности, в Европе инфляция на FMCG-товары достигла рекордных показателей 10,6%, при этом несколько худшая тенденция наблюдается в странах Восточной Европы: там показатель инфляции составил 23,8% по данным Nielsen.
В таких условиях, чтобы держаться на плаву, компании должны быть гибки и быстро адаптироваться. Те, кто выстроил прозрачные операционные процессы благодаря автоматизации до войны, имеют значительное преимущество, ведь обоснованные управленческие решения принимаются быстрее и оказывают непосредственное влияние на прибыль. Тем, кто еще не успел внедрить комплексные решения для автоматизации бизнес-процессов, не стоит откладывать, ведь стало ясно, что среда будет оставаться изменчивой и непредсказуемой, а умение реагировать и адаптироваться становится одним из основных залогов успешности бизнеса.
Самый очевидный и действенный путь увеличения прибыли – это оптимизация затрат. В то же время, сейчас совсем другие условия и другой потребитель. Будущее становится непредсказуемым, поэтому трудно сказать, что станет самой большой статьей расходов — списание, закупка генераторов или что-то другое.
Мы рассмотрим основные направления ритейл-бизнеса, такие как логистика, supply chain, управление складом, и поможем взглянуть на привычные вещи под другим углом.
Проблемы в supply chain очень зависят от внешних факторов, например, неправильно выполненные поставки от производителя, изменения в производстве, новые потребности покупателей. Но есть и подводная часть айсберга — отсутствие системы прогнозирования спроса, способной учитывать возможные риски и быстро реагировать на изменения. Проблемы становятся заметными, когда внешние и внутренние факторы проявляются одновременно: изменения в работе поставщиков или скачок спроса сочетаются с неготовностью внутренней системы (когда трудно заменить некоторые товары аналогами или удовлетворить спрос, используя запасы на складах). Это приводит к потерянным продажам или излишкам и снижает процент доступности.
Вся цепочка начинается с прогнозирования спроса, что в имеющихся условиях становится действительно вызовом, но преодолеть его можно только при регулярном сборе актуальных данных и использовании современных систем на основе ML & AI алгоритмов. Они позволяют учитывать многие факторы и делать прогноз с большей частотой, при этом не создавая дополнительную нагрузку на сотрудников.
Для того чтобы потом не пришлось разбираться с негативными последствиями, нужно действовать наперед, и улучшать точность прогнозирования спроса. С этим вам поможет система SMART Demand Forecast, которая обеспечивает комплексное построение прогноза для регулярных и промопродаж.
Сотрудничая с поставщиками, важно четко понимать, какой товар потребуется не только завтра, но и на несколько месяцев вперед. Тогда вы сможете правильно оформить заказ и получить товар тогда, когда нужно, в нужном объеме. Иначе придется договариваться о незапланированных заказах, что может означать производство 24/7 или переплату поставщикам за срочность или ускоренную доставку. Кроме того, чтобы оправдать ожидания клиентов и улучшить уровень сервиса, бизнесу, возможно, придется понести дополнительные расходы.
Оптимизировать полупустые грузовики или контейнеры, уменьшить логистические затраты на доставку продукции и сократить затраты на техническое обслуживание склада может качественный прогноз.
Рассчитайте, как изменятся финансовые показатели вашего бизнеса при повышении точности прогнозирования в специальном калькуляторе. Если вам понадобится персональная консультация, заполняйте форму – и эксперты SMART business с вами свяжутся.
Обеспечение доступности во всех уголках страны остается задачей, на которую направлен фокус внимания ритейлера. При этом сейчас бизнес должен балансировать, чтобы не перегрузить склад и удовлетворить спрос потребителей. В то же время, переполненные склады — это замороженные средства, которые можно высвободить и вложить в новые проекты. Поэтому для развития бизнеса важно иметь системы прогнозирования спроса и управления складом, которые в комплексе позволят не только оптимизировать затраты, но и обеспечить поставки на все торговые точки вовремя.
Оптимизировать работу склада поможет система SMART WMS, которая охватывает все бизнес-процессы логистики компании.
Чем качественнее прогнозы, тем большую прибыль получает компания и тем ниже операционные расходы. Если мы выбираем определенный метод прогнозирования, то ожидаем, что он будет работать эффективно без сбоев и погрешностей.
Отсюда следует, что самый главный показатель оценки прогноза – это его точность. И чтобы вся компания ориентировалась именно на этот показатель, его следует внедрить в систему мотивации персонала, например как KPI в работе специалиста по закупкам.
2023 год — не время мотивировать персонал ни на наличие товара в торговом зале (потому что это не всегда зависит от работников, ведь логистика может измениться в любой момент из-за военных действий), ни на продажи (ведь специалисту крайне трудно напрямую влиять на поведение покупателей). Зато KPI, который действительно имеет значение – это точность прогноза.
Важно не только обеспечить работу сети, но и получать доход, на что уже влияет куча факторов и бизнес-процессов компании. Поэтому если показатель точности прогнозирования будет внедрен как KPI в соответствии с зонами ответственности кросс-функциональных команд, вовлеченных в подготовку прогноза и его выполнения, ответственным менеджерам не будет никакого смысла принимать решение продавать наиболее маржинальный или «ходовой» продукт. Такая мотивация побуждает продавать товары, необходимые покупателям в правильном количестве, а не провоцировать спрос на одни SKU путем уменьшения спроса на другие товарные позиции.
Важно также отметить, что прогноз спроса должен строиться для всей компании централизованно и прозрачно. Когда бизнес будет использовать систему автоматического прогнозирования спроса, внедрение такого KPI станет достаточно простым и логичным процессом. Работа таких решений базируется на использовании исторических данных алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.
Научиться получать максимальную прибыль в текущих условиях – это вопрос адаптации украинского ритейла. Начните сейчас, по-новому взглянув на процесс прогнозирования спроса!