Черная пятница-2022: состоится ли в этом году и как к ней готовятся украинские ритейлеры

Черная пятница-2022: состоится ли в этом году и как к ней готовятся украинские ритейлеры

10.11.2022 09:00
  784
Дарія Осіїк

Последние два года, несмотря на пандемию и карантин, ритейлеры тщательно готовились к Черной пятнице и в результате получали очень хорошие показатели в продажах, которые из-за предварительно отложенного спроса даже превосходили ожидания. Но в этом году все гораздо сложнее: полномасштабная война с российскими террористами, падение доходов украинцев, постоянные ракетные обстрелы, сложности с логистикой и веерные отключения электроэнергии значительно усложняют проведение Черной пятницы.

Редакция RAU выяснила, как готовятся украинские ритейлеры к наибольшей распродаже в этом году, чем будут удивлять своих клиентов и какие скидки можно ожидать.

А будет ли Черная пятница?

Несмотря на все сложности, ритейлеры, все же, активно готовятся к Черной пятнице. Кроме частых воздушных тревог и веерных отключений электроэнергии при подготовке к Черной пятнице отечественные сети должны учитывать слабую прогнозируемость спроса, дефицит товаров и существенное падение покупательной способности населения.

К сожалению, согласно последним исследованиям в Украине стремительно растет количество людей, приближающихся к порогу бедности, и уже в следующем году их количество может достигнуть 55% всего населения страны.

“Поскольку бытовая техника не является критически необходимыми товарами, пострадает она существенно. Но мы готовимся к этому периоду. Мы предполагаем, что в этом году спрос будет меньше, чем в целом, и в частности пострадает высокий и премиальный ценовые сегменты, не в последнюю очередь из-за отсутствия доступных кредитных продуктов для населения, формировавших продажи высокого и премиального сегментов. Потребительское кредитование оживает, но проходимость все еще очень низкая, требования банков существенно повысились, а покупательная способность рядового покупателя сильно просела. Поэтому акцент снова будет в доступном ценовом сегменте средний минус и ниже, то, что люди смогут позволить себе без привлечения кредитных средств», — прогнозирует коммерческий директор сети магазинов ВМ-Техника Владислав Крыжовский.

Компания Promodo также предполагает, что в этом году во время Черной пятницы покупатели будут отдавать предпочтение товарам первой необходимости и базовому комфорту-гигиене, а не премиум-категориям. Также в Promodo отметили следующие тенденции существенно отличившейся Черной пятницы от опыта предыдущих лет:

  • Распродажи в физических магазинах будут проходить только там, где это будет безопасно. Основная ставка будет онлайн. Здесь следует сделать акцент на мобильную версию сайта из-за роста количества пользователей мобильных устройств.
  • Рост трафика начнется через две недели до Черной пятницы, но пик продаж будет продолжаться с Черной пятницы до Кибер-понедельника
  • Нетипичная сезонность спроса, связанная с обстрелами объектов энергетики. Поэтому в текущих реалиях растут продажи товаров, которые помогают адаптироваться к новым условиям.

Достаточно оптимистично по поводу проведения Черной пятницы настроен коммерческий директор сети Фокстрот Вячеслав Склонный: “Одна из самых больших распродаж Украины и мира Черная пятница в 2022 году будет! И не просто будет, а продлится 8 дней – с 21 по 28 ноября включительно. Решение о продлении периода скидок принято из-за возможных отключений света и воздушных тревог. По нашему мнению, восемь дней Черной пятницы позволят клиентам беспрепятственно приобрести все необходимые вещи без больших очередей с максимально возможной безопасностью”, — рассказывает Вячеслав.

По его мнению, Черная пятница этого года будет чрезвычайно похожа на распродажи прошлых лет со скидками на все категории товаров, хотя и соглашается, что из-за войны будут меньше продаж в премиальном секторе.

Не такая как все

Из-за войны и непростые условия Черная пятница в этом году будет существенно отличаться от всех предыдущих. Во-первых, вместо нескольких дней распродажи акции в Черную пятницу ритейлеры будут проводить от восьми дней до целого месяца. Например, в шопинг центрах Территория min Черная пятница в этом году будет в формате распродажи, которая продлится целый месяц.

В сети Алло главная распродажа года намечена на 25 ноября, в коммуникации которого примут участие украинские звезды. Но акция больших скидок начнется еще за десять дней до этого и продлится до тех пор, пока не будут распроданы самые популярные товары. В течение этого времени ритейлер обещает сделать глубокие скидки до – 60% на разные категории товаров.

Во-вторых, из-за войны большинство ритейлеров очень осторожно подошли к коммуникации этого события. Мы отказались от вайба праздничности таких событий, считаем это сейчас неуместным. Не украшаем магазины, не производим громкие инвенты. Размещаем только необходимую рекламу и полезную информацию”, — рассказали в сети Цитрус.

Сеть Теретория min планирует в этом году сделать скидки больше, чем обычно, но в публичной коммуникации будет избегать самого названия этого события. Только визуальная часть коммуникации будет намекать о чем идет речь, поскольку будет в цветах и ​​стилистике обычной Черной пятницы.

«В этом году мы сознательно подходим к каналам коммуникации в такие непростые времена — мы отказались от использования внешней видеорекламы, выключили наружную рекламу на магазинах и стараемся максимально эффективно использовать ресурсы», — рассказала о процессе подготовки к Черной пятнице директор по маркетингу и продажам SOVA Анна Коваль.

И в-третьих, постоянные отключения электроэнергии заставляют ритейлеров готовиться к распродажам еще и к этому. Большинство сетей уже запаслись генераторами, откорректировали график работы и делают акцент на диджитал-платформы, чтобы воспользоваться периодом скидок мог каждый.

Так, Территория min обещает установить во всех своих магазинах, где это возможно, генераторы к Черной пятнице. А для бесперебойной работы сайта организовала работу магазинов в ночные смены для сбора товаров в период пиковых нагрузок. Также сеть уже завершила автоматизацию логистики, что позволило ускорить процессы снабжения товарами всех наших магазинов.

Мы адаптировались к ситуации в стране, как это было возможно, поэтому кардинальных изменений в подходах к сезону Black Friday нет. Также некоторые наши торговые точки работают вне зависимости от графиков отключений электроэнергии. В настоящее время 12 магазинов MOYO в 10 городах Украины (Киев, Днепр, Каменец-Подольский, Коломыя, Луцк, Львов, Николаев, Полтава, Первомайск и Сумы) готовы встречать и обслуживать клиентов даже при отсутствии централизованного электроснабжения. Этот список будет обновляться”, — отмечают в MOYO.

А вот сеть ISEI активно закупает фонари, чтобы каждый клиент мог приобрести любимые товары со скидкой даже в темноте. Тем более, что операционный директор ISEI Ксения Сергеева прогнозирует в этом году значительно больший ажиотаж в Черную пятницу из-за значительно большего желания покупателей сэкономить.

Что будут покупать по скидке

В Фокстроте ожидают значительный рост продаж таких актуальных товаров, как обогреватели, посуда, аккумуляторы, зарядные устройства, средства связи и ноутбуки. Но наряду с этим будут предлагать и скидки на товары, которые традиционно пользуются спросом при распродаже Черной пятницы – телевизоры, стиральные машины, холодильники, электрогрили, кофемашины и многое другое. “Планы Фокстрота составляют 60% от аналогичного периода 2021 года. Такое падение обусловлено значительным снижением покупательной способности, миграцией населения в другие страны и отказом большого количества клиентов по покупке новой техники к победе Украины”, — отмечает Вячеслав Склонный.

Иллюстрация с сайта Promodo

Ксения Сергеева также прогнозирует меньшее количество чеков по сравнению с прошлогодней Черной пятницей. «Мы ожидаем, что во время Черной пятницы основным показателем будет средний чек, этот тренд мы наблюдаем в течение всего времени с полномасштабным вторжением», — объясняет Ксения.

Сеть ВМ Техника в акционных предложениях акцент будет делать акцент на эксклюзивных брендах и брендах категории А, так как они обычно очень активны в этот период.

Территория min подготовила для своих клиентов максимальные скидки почти на все товарные категории, поэтому одежду, обувь, белье и другие товары можно будет купить со скидками до 60%. А вдобавок клиенты будут получать подарки в виде купонов на дополнительные скидки 10% на обувь за покупки одежды.

Ювелирная сеть Sova будет предлагать своим посетителям украшения outlet со скидкой до -60%. Кроме того, впервые сеть впервые откроет скидку на новые коллекции, так что украшения по коллаборации SOVA x The HARDKISS можно будет приобрести со скидкой до -40%. “Мы ожидаем наибольший спрос на украшения новых коллекций, ведь наши клиенты заблаговременно формируют свои ушлисты и ждут дополнительную скидку на эти украшения. Также ожидаем спрос украшения с драгоценными камнями, поскольку уже несколько лет наблюдаем интерес клиентов к этой категории украшений”, — рассказывает Анна Коваль.

А вот сеть Цитрус в своих акционных предложениях опирается на спрос предыдущих лет, поэтому предлагает большие скидки на технику Apple, смартфоны и телевизоры, добавив акционные предложения на такие актуальные товары как фонарики, батареи и зарядные станции.

В Алло также ожидают спрос на эту категорию товаров, а также на холодильники, стиральные машины, велосипеды, ноутбуки и смартфоны. «Черная пятница – время спонтанных и отложенных покупок. Потребители покупают товары, видя значительную для себя скидку, а также планируют приобрести дорогие товары с хорошей акционной ценой”, — резюмирует маркетинг директор Алло Артур Матковский.

В целом, основные игроки рынка уже адаптировались к непредсказуемым условиям в стране, поэтому стараются сохранять традиции сезонных скидок и акций. Хотя, конечно, результаты Черной пятницы будут в значительной степени зависеть от ситуации в стране.

Читайте также — 

Рейтинг устойчивости: топ самых стойких ритейл-компаний Украины в военное время по версии Forbes


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка