Евгений Иваница, JYSK Украина: Потребителю следует ожидать дальнейшего роста цен на товары
Country Manager JYSK в Украине о спросе и ценах на товары для дома, покупательской способности украинцев во время войны и поддержке отечественного производителя.
В интервью delo.ua country manager JYSK в Украине Евгений Иваница рассказал о новых и утраченных во время войны магазинах, планах будущего развития и неизбежном повышении цен на товары. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
О новых и потерянных торговых точках
До полномасштабной войны в компании до конца 2022 года планировали открыть 100 магазинов. Но война корректирует наши планы и это новая реальность для любого бизнеса. В 2021 финансовом году (с 1 сентября 2020 года по конец августа 2021 года) было открыто 14 магазинов, и сеть насчитывала 80 действующих магазинов и онлайн-магазин. На 2022 финансовый год было запланировано открытие также 14 магазинов, но вмешалась война и компания успела открыть лишь 7 точек.
К сожалению, JYSK потерял или вынужден был закрыть 7 действующих магазинов из-за разрушения и/или оккупации части территории Украины. Речь идет о магазинах в таких городах как Херсон, Мелитополь, Новая Каховка, Гостомель, Николаев. Это нанесло убытки компании на более чем 100 млн грн, и это лишь себестоимость оборудования и товаров. То есть на начало 2023 финансового года сеть JYSK в Украине насчитывала те же 80 торговых точек плюс онлайн-магазин.
О планах на будущее
Однако это не означает, что развитие JYSK в Украине остановилось. 14 октября 2022 года был открыт 81-й магазин JYSK в Украине – в ТРЦ Happy Mall в Ровно. Продолжается перестройка существующих магазинов и продолжают подписываться новые договоры аренды. Так, запланировано открытие новых торговых точек в Ивано-Франковске, Киеве, Львове. Мы будем открывать новые магазины и перестраивать запланированные точки. В некоторых магазинах мы планировали увеличить площадь помещений и складов, потому что условия и эффективность труда требуют этих изменений.
В то же время, часть из запланированных ранее новых проектов в Запорожье и Харькове сейчас заморожена, потому что безопасность работников и клиентов остается приоритетом для JYSK.
О влиянии войны на штат компании
До войны у компании было 778 сотрудников, пока штат незначительно сократился и составляет 749 человек. Из них 626 человек работают в Украине. Кто-то защищает Украину в рядах ВСУ, часть уехала за границу или все еще находится на оккупированной территории. Из тех коллег, кто выехал за границу, подавляющее большинство продолжают работать удаленно на украинский офис или в магазинах сети JYSK. География вынужденной временной миграции впечатляет, специалисты JYSK Украина работают в более чем 20 странах мира: Канада, Дания, Ирландия, Грузия, Германия, Польша и т.д.
О поддержке отечественного производителя
JYSK не только импортирует социально значимые товары в Украину, но закупает их у украинских производителей для экспорта в европейские магазины сети. Таким образом, JYSK продолжает поддерживать и помогать украинским производителям развивать их бизнес.
Доля отечественных товаров составляет около 15% в структуре продаж магазинов JYSK в Украине. Остальные товары поставляются из европейских дистрибуционных центров. На эти же дистрибуционные центры поставляют товары украинские поставщики, с которыми сотрудничает JYSK.
В начале войны часть поставщиков JYSK прекратили свою деятельность, но сейчас подавляющее большинство уже возобновили деятельность и прежние объемы, сотрудничают с нами.
Об изменениях спроса
С началом войны в наших магазинах волнами раскупали надувные и обычные матрасы, одеяла, подушки, постельное белье. Это обусловлено тем, что многие переезжали в более безопасные города, и им нужно было обустроиться на новых местах. А вот продажи товаров для сада упали. Особенностью октября стал рост спроса на элементы питания, батарейки, свечи, что связано с массовыми обстрелами мирных городов россиянами.
Выручка сети JYSK Украина в 2022 финансовом году по сравнимым магазинам приросла на 3,5% по отношению к 2021 году. Это самый маленький прирост за последние 15 лет, однако, учитывая, что более половины финансового года Украина защищается от интервенции соседней страны, этот результат превысил наши самые смелые прогнозы.
Отдельно следует отметить, что в марте-мае не работал онлайн-магазин JYSK. В первый месяц (в июне) после возобновления его деятельности было принято более 20 000 заказов, а уже в августе более 25 000, что больше чем на 50%, если сравнивать с прошлым годом.
О повышении цен на товары
JYSK последовательно работает по удержанию роста цен товаров в сети. Несмотря на то, что часть украинских производителей и поставщиков вынуждены стремительно поднять цены (например, стоимость матраса, изготовленного в Украине, увеличилась на 50%), объясняя это подорожанием энергоресурсов, сырья и других составляющих себестоимости. Закупочные цены на импортные товары тоже растут. Основным драйвером роста на импортные товары есть девальвация гривны.
В общем, на мой взгляд, потребителю следует ожидать дальнейшего роста цен на товары. В настоящее время бизнес сдерживает повышение цен путем уменьшения маржинальности товаров и товарных запасов со старой, более низкой себестоимостью. Количество таких товаров ограничено и затратная часть растет, к примеру, транспортные расходы возрастают в разы, поэтому тенденция поднятия цен сохранится.
На границах до сих пор большие очереди на выезд и въезд. Автомобили по несколько дней стоят на границе, и это становится дополнительным фактором роста цен на перевозку. А рост стоимости перевозки в свою очередь влияет на себестоимость и цену товара для потребителя.
Очень важно увеличить пропускную способность на границе. Благодаря этому ускорится товарооборот и увеличится наполнение бюджета страны. А это очень важно в условиях войны.
Читайте также –