Полина Кошарная, MasterZoo: Самое главное, чтобы не подвести владельцев домашних питомцев
С началом войны на рынке товаров для животных произошли большие изменения. Впервые за почти 30 лет продажи упали, но увеличивается доля украинских товаров. Как война изменила рынок товаров для домашних любимцев – в интервью изданию НВ рассказала основательница сети MasterZoo Полина Кошарная. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами материала.
Полномасштабное российское вторжение, начавшееся 24 февраля, сказалось не только на людях. Пострадали тысячи животных, в том числе домашние питомцы, которые в лучшем случае были вынуждены сопровождать своих хозяев в дальней поездке.
Поэтому рынок товаров для животных претерпел колоссальные изменения: от перепадов в спросе до разрушения магазинов и остановки поставок. О том, что происходило в этом сегменте украинской экономики до начала войны и за последние семь месяцев, портал НВ Бизнес пообщался с Полиной Кошарной. Она – совладелица и глава наблюдательного совета Suziria Company Group, основательница крупнейшей в Украине сети зоомаркетов MasterZoo. Эта группа компаний с головным офисом в Харькове занимается производством, импортом, дистрибуцией, розничной торговлей кормами и товарами для домашних любимцев. Поэтому ее руководство хорошо знакомо со всеми особенностями украинского зоорынка. В состав Suziria Company Group входят компании Suziria Production, Suziria Distribution и омниканальная сеть зоомагазинов MasterZoo. Среди собственных брендов компании: Priroda, ProVet, PET Fashion, Special One, Savory и Essence.
О развитии рынка кормов и аксессуаров до войны
Как и многие другие предприниматели, мы радовались росту и развитию рынка. Это было связано не только с увеличением покупательной способности клиентов, но, что для нас очень важно, развитием культуры ухода за домашними питомцами. Ведь даже в прошлом году меньше четверти населения кормили своих питомцев готовыми кормами. И этот показатель рос.
Также стоит отметить, что карантин оказал большое влияние на количество домашних любимцев. Ведь сидя дома, нам очень хотелось о ком-то заботиться, кого-то приласкать, с кем-то гулять, иметь отдушину.
Еще одно очень важное влияние на рынок – так называемые гуманизация и персонализация. Владельцев животных сейчас называют pet parents – родители животных. Любимец сегодня – это часть семьи. Следовательно, к нему так относятся.
Об оценке рынка в деньгах
В прошлом году украинский рынок кормов и аксессуаров для домашних животных пересек отметку в 20 млрд грн. Рынок, по оценкам, делится 75% на 25%. 75% — это корма и лакомство для животных, а 25% — некормовая группа, включающая наполнители, ветпрепараты и аксессуары.
Около трети — украинские производители, в Украине несколько мощных компаний, в частности, наше производство. Остальные — импорт, в котором доминируют крупные международные игроки.
Исторически большую часть экспорта занимали Беларусь и Молдова, хорошо знавшие продукцию украинских производителей. Но постепенно и у нас, и у других экспортеров возникало понимание требований европейского потребителя. Украинские компании появились на карте Европы. А некоторые даже вышли на рынок США и Азии.
Первый этап для многих производителей, в том числе и для нас: это работа с private label. Когда существующие европейские бренды доверяют украинским компаниям производство своего продукта и, наоборот, сильные украинские бренды размещаются на площадках европейских производителей.
Именно так наша компания приступила к сотрудничеству с известными польскими и испанскими компаниями. Мы производим сертифицированную продукцию для птиц и грызунов для нескольких известных брендов. И это не только private label сетей супермаркетов. В Европе доля супермаркетов составляет около 45% рынка. Остальные – это сети зоомагазинов, которые могут позволить себе собственные бренды.
В Украине, по нашим оценкам, распределение рынка в довоенный период: 50% – это товары гроссеры и модерн-трейд, 10% – онлайн-торговля и 40% – специализированная розница (зоомагазины и ветаптеки).
Об изменениях после начала войны
В первые дни и недели войны сильно отличалась динамика спроса в кормах и аксессуарах. По кормам был большой рост. У владельцев животных не было больших запасов, а им нужно было перемещаться. Люди столкнулись с огромным дефицитом: магазины имели ограниченные остатки, а поставщики в центральных и восточных регионах не имели доступа к своим складам. И не могли обеспечить логистику, потому что вся страна остановилась.
Мы открыли свои склады на вторую неделю для волонтеров, готовых приезжать, забирать корма и развозить бомбоубежищами и метро — там была локальная концентрация людей. Наш основной склад находится и продолжает функционировать по мере возможностей в Харькове. В Киеве такое же происходило. Наша команда проделала большую работу, и вместе с поставщиками мы возобновили поставки в сегменте корма примерно на третьей неделе.
В то время был безумный спрос на сумки-переноски, но их просто не было. Также был повышен спрос на наполнители и пеленки для транспортировки маленьких собак. Этого не было физически.
На аксессуары не было спроса и они не импортировались, потому что их не было в списке критического импорта. И через месяц-два, когда люди смогли стабилизировать свой быт, они просто не могли найти знакомых товаров.