Цена слова: пять примеров того, чего может стоить опрометчивое высказывание СЕО компании
Скандалы из-за заявлений топов встречаются довольно часто, независимо от страны и размера бизнеса. Однако для известных брендов подрыв репутации стоит дороже, поэтому и последствия необдуманных заявлений посерьезнее. RAU собрала несколько показательных примеров, произошедших в последние годы.
Самое быстрое увольнение в Украине
В конце сентября один из соучредителей и бессменный руководитель магазина Yakaboo с 2004 года Иван Богдан ушел с должности буквально через несколько часов после начала скандала. О чем сам гендиректор Yakaboo сообщил в Facebook. Перед этим Иван Богдан, выступая во время панельной дискуссии «Украинская книга: после войны, прочь от Москвы», допустил сексистское суждение, из которого выходило, что книги преимущественно покупают женщины, которые берут деньги у своих мужчин. Уже во время онлайн-дискуссии начали появляться комментарии возмущенных читателей, а спустя некоторое время, кроме извинений самого гендиректора, извинения аудитории за слова руководителя принес и книжный магазин.
Судя по обоим сообщениям, Иван Богдан допустил очень досадную ошибку, неудачно высказавшись о женщинах во время публичной дискуссии. Однако «ценности — это не бумажка на стене, они проверяются действиями и соответствующими решениями», — говорится в сообщении компании, передавшей выполнение функций СЕО директору по операционной деятельности Елене Безуглой.
В то же время, согласно с публикацией Forbes.ua, сексистский скандал мог стать лишь поводом для давно назревавшего решения. По версии издания основные владельцы Yakaboo – Виталий Бутенко, Юрий Кривошея давно были недовольны результатами работы книжного магазина, поскольку после отказа от продажи русскоязычных книг в конце февраля 2022-го Yakaboo нуждался в новых идеях для развития бизнеса.
На те же грабли
Буквально в то же время за Атлантическим океаном, во время посещения автовыставки в Пебл Бич (Калифорния) вице-президент Apple по закупкам Тони Блэвинс, отвечающий за заключение сделок с поставщиками и партнерами, тоже неудачно пошутил в отношении женщин. И так же поплатился должностью, невзирая на свои высокие достижения в компании.
На 25-секундном видео в TikTok, отвечая на вопрос о своих заработках, топ-менеджер заявил: «У меня дорогие автомобили, я играю в гольф и ласкаю женщин с большой грудью, но я отдыхаю на выходных и на большие праздники», — заявил менеджер. Это должно было бы вызвать у американцев аллюзию на высказывание главного героя киноленты 1981 года «Артур», где Артур Бах описывает свою карьеру: «Я гоняю машины, играю в теннис и ласкаю женщин, но у меня есть выходные, когда я сам себе хозяин ».
Работники Apple говорят, что руководитель был неотъемлемой частью успеха компании в целом, помогая ей увеличить размер прибыли и получить доступ к основным технологиям раньше конкурентов. Более того, The Wall Street Journal описал Блевинса как главного специалиста Apple по сокращению расходов в тематическом материале 2020 года, заявив, что он известен как «Блэвинатор». Но несмотря на 22-летний опыт и извинения за неудачную шутку после внутреннего расследования этого дела Тони Блевинс был отстранен от работы.
Кстати, в компании Apple и до этого случались подобные случаи. Так, в мае 2021 года компания уволила известного консультанта Антонио Гарсиа Мартинеса из-за сексизма. Причиной тому стало возмущение других сотрудников корпорации его высказываниями. Он написал книгу “Обезьяны в бизнесе. Как запускать проекты по лучшим стратегиям Кремниевой долины», в которой, среди прочего, написал, что большинство женщин в Кремниевой долине слабы, наивны, лживы и избалованы, несмотря на претензии на прагматизм. Сотрудники Apple прочитали книгу и были «обеспокоены», из-за чего и направили жалобу руководству. Корпорация жалобу приняла.
Наконец, сам культовый основатель компании Стив Джобс в 1985 году был вынужден уйти из Apple из-за конфликта с партнерами, чтобы через 12 лет вернуться и вывести компанию из практического банкротства. Джобс не стеснялся называть подчиненных идиотами, а их работу – дерьмом. Никто не был защищен от его нападок, даже высшие чины Apple. Но следует помнить, что нужно быть Джобсом, чтобы скандалы вокруг тебя не вредили компании, во всех остальных случаях – лучше их избегать.
Языковой вопрос
О важности репутации компании, которую пятнаешь своими высказываниями, забыл маркетинг-директор одного из стартапов Fozzy Group Слава Баранский, попавший в скандал за свои антиукраинские заявления. В июне 2021 года, когда еще многие считали угрозы со стороны россии преувеличением, его «разоблачили» после концерта российского рэп-исполнителя Басты, который со скандалом прошел в Киеве, потому что этот артист ранее выступал в аннексированном Крыму, а в 2017 году выбирал » лучшую песню о Крымском мосте». В частности, в соцсетях Баранский написал: “Красава, Баста. Сельскую тупость победит только город, кладущий болт на ценности села”. Как оказалось, это был не единственный его антиукраинский пост.
После этого в соцсетях началась волна возмущения и хейта по поводу Славы Баранского, а также призывов бойкотировать группу Fozzy (например, супермаркеты Сільпо и Фора), пока она не уволит блоггера. Это произошло в пятницу, 25 июня 2021 года.
“Поскольку сотрудники являются нашей ценностью, то основой для решения этой ситуации стала личная встреча руководителей компании со Славой. По итогам встречи сообщаем, что сегодня Слава Баранский прекратил работу в группе компаний Fozzy Group”, — заявили в группе компаний. В компании также заверили, что не разделяют высказывания Славы Баранского и подчеркнули, что Fozzy Group и, в частности, Сільпо занимают проукраинскую позицию.
Впоследствии оправдание уже экс-руководителя проекта что он хотел лишь наполнить новым содержанием старые символы и занимает проукраинскую позицию уже мало кого интересовали.
Почти $10 млн за мем
Иногда руководителям компании даже ничего не нужно говорить, чтобы лишиться должности и денег. Так в феврале этого года после более чем трех десятилетий работы в одной из крупнейших в мире косметических компаний Estée Lauder был уволен один из президентов Джон Демси после того, как он опубликовал оскорбительный расистский мем в Instagram. Он руководил несколькими брендами, принадлежащими компании. Среди них, например, MAC и Clinique.
В меме, который демонстрировал макет обложки книги с изображением персонажа Sesame Street Big Bird с защитной маской, созданной в фотошопе, всего 11 слов, где возмущенное сообщество видит сразу две унизительные сентенции: оскорбление темнокожего американского хип-хоп-исполнителя под сценическим псевдонимом Chingy и насмешки над пандемией коронавируса.
Топ-менеджер убрал публикацию и оправдывался, что «совершил ужасную ошибку, неосторожно перепостив расистский мем, не прочитав его заранее». Однако такая неосторожность стоила ему не только должности, но и зарплаты в Estée Lauder, которая должна была составить на конец финансового года (30 июня 2022 года) $9,6 млн. Однако увольнение произошло на несколько месяцев раньше без выплаты части зарплаты.
Как отмечает западная пресса, в свое время топ-менеджер сыграл большую роль в том, чтобы с этим производителем косметики стали сотрудничать многие известные артисты, в том числе афроамериканки.
Побег в онлайн
В октябре прошлого года разразился скандал с совладелицей бренда Yaro Юлией Приваловой. В тот момент у бренда было несколько магазинов здоровой пищи. Конфеты, печенье, соки, смузи и десерты продавались в супермаркетах и онлайн магазинах по всей Украине.
Широкую огласку история получила, когда блоггер Сергей Стерненко опубликовал скрин сообщения Юлии Приваловой в Instagram, на котором она сфотографировалась с мужем на Красной площади в Москве. Один из подписчиков оставил комментарий: «Сепары». На что Привалова ответила анекдотом о бандеровцах.
Тогда же блоггер призвал торговые сети отказаться от сотрудничества с Юлией Приваловой. Ритейлеры вняли призыву и маркетплейс Rozetka удалил продукты торговой марки Yaro со своего сайта. Аналогично действовали и в Алло и сети Сільпо, хотя раньше эти конфеты и печенье там продавались. Однако при желании товар под этой маркой можно заказать в интернете.
Попытки компании оправдаться появились слишком поздно, и как показало дальнейшее развитие событий – не были восприняты за искренние извинения. В своем пресс-релизе, размещенном на сайте Интерфакс-Украина незадолго до полномасштабного вторжения россии в Украину основательница Yaro рассказала, что крупные сети сняли продукцию с полок под давлением угроз, а более мелкие партнеры отказывались от сотрудничества, потому что это опасно. Блоггеры оказались под давлением, а рекламу стали отзывать.
Поэтому компания начала развитие своей торговой площадки и увеличила онлайн-продажи, все больше ориентируясь на западного потребителя. В частности, появился отдельный англоязычный сайт, а страница компании в Facebook перестала обновляться в середине июля. Возможно, потому, что украинский рынок интересует меньше всего, поскольку даже в Польше украинцы, если верить видео, записанного владелицей бренда уже во время войны, хейтят ее продукцию.
Скандалы за поребриком
Как ни странно, но увольнения из-за скандальных заявлений топ-менеджмента случаются и в соседней россии, где гораздо «проще» смотрят на подобные вещи. Но только если это не касается политики россии. Так, в 2018 году PR-директор торговой сети Leroy Merlin Галина Панина ушла с должности после скандала из-за поста в Facebook. По ее словам, бизнес не должен быть вовлечен в политику и, если ее личная позиция помешала имиджу компании, она больше не может ее представлять.
Скандал был спровоцирован постом Галины Паниной о победе после выигрыша российской сборной над Испанией. В нем Панина, удаляя критические комментарии патриотически настроенных пользователей, назвала это «вскрытие ватки». За это некоторые пользователи объявили бойкот торговой сети Leroy Merlin.
В связи с этим скандалом в соцсетях вспомнили похожую историю с банком Точка – его топ-менеджер Яна Ганник рассказала в Facebook о своем «платиновом» вопросе для собеседований: «Чей Крым?». В комментариях ей напомнили, что это может угрожать уголовной ответственностью.
Однако еще до вторжения российских войск на территорию Украины в 2014 году топ-менеджера Mail.ru уволили из-за высказывания о «фашистских танках» в популярной игре World of Tanks. Директор по маркетингу Games Operation Division компании Mail.ru Михаил Кочергин был единственным представителем от индустрии компьютерных игр на заседании профильного комитета госдумы рф, посвященном законопроекту, изменяющему условия продажи компьютерных игр. Он заявил, что игра вызывает множество вопросов: от того, что разработчики зарегистрированы на Кипре до того, что «люди на фашистских танках атакуют, расстреливают российские танки».
Пользователи отмечали спорность такого заявления, напомнив, что в США игра получила рейтинг «для подростков от 13 лет». А по требованию европейских цензоров поменяла название некоторых деталей, косвенно затрагивавших тему нацизма, с которой разработчики вынуждены сталкиваться в силу исторического периода Второй мировой войны. Поэтому Mail.Ru официально заявила, что комментарий уже бывшего сотрудника не отражает позиции компании, и он прекратил свою работу в компании.
Читайте также –
11 «друзей Славы»: скандальные увольнения топ-менеджеров из ритейл-компаний за последние годы