Юрий Яковлев, Эпицентр: Как выживает украинский e-commerce

Юрий Яковлев, Эпицентр: Как выживает украинский e-commerce

11.08.2022 08:45
  764
Дарія Осіїк

Руководитель онлайн-направления компании Эпицентр Юрий Яковлев рассказал в своей колонке для НВ, как именно во время войны изменились потребительские привычки украинцев и как это влияет на весь рынок e-commerce.

Трансформацию пережил весь рынок e-commerce. На смену большим игрокам пришли маленькие мертчане. В «космос взлетели» группы товаров, которые раньше едва продавались. Логистические цепочки перестроились и повлияли на весь клиентский сервис. В этом водовороте изменений уже прослеживаются главные тренды, следование которым позволит интернет-торговле выжить.

В I квартале украинский рынок e-commerce рухнул на 20%. Главным образом, этот обвал был обусловлен результатами конца февраля и марта, когда значительная часть украинцев была вынуждена уехать из охваченной войной страны. Но если март был откровенно провальным, то апрель показал, что пациент скорее жив, чем мертв. В начале войны, когда многие переселялись в относительно спокойные западные регионы страны, в нашем онлайн-магазине ощущалось некоторое увеличение спроса на товары, позволявшие обустроить свой быт на новом месте.

Относительно неплохо продавались стиральные машины, электрочайники, надувные матрасы, карематы, генераторы, канистры и газовые баллоны. Также фиксировали повышенный спрос на детские смеси, муку, переноски и корм для домашних животных.

Затем этот тренд начал постепенно спадать, так как часть людей обустроилась, а другая начала возвращаться в свои дома. В онлайн-магазине наблюдалось увеличение спроса на товары для отделки и ремонта дома. К примеру, OSB-плит, керамической плитки, ламината, керамогранита. Вероятно, это связано с желанием завершить начатый еще до войны ремонт или восстановить дома, поврежденные боевыми действиями.

С наступлением тепла начала расти реализация в категории «Сад Город»: удобрения, газонокосилки, горшки и т.д. Возрос спрос на кроссовки и начали возобновляться продажи бытовой техники и электроники. Кроме стиральных машин, холодильников, ноутбуков и бойлеров, наблюдается увеличение продаж электроскутеров, что стало логическим следствием удорожания и дефицита топлива. К популярным товарам мая также можно отнести и продукцию военного назначения. В частности, тактические ботинки и рации. Среди других трендов: бытовая химия, консервированные товары, обои и краски, сковородки, вентиляторы, кондиционеры, смартфоны и посадочные материалы.

Уже сейчас можно проследить и спрос на продукты осеннего сезона. В частности, ожидаемые проблемы с энергоресурсами, газом стимулируют спрос на обогреватели. В начале лета продажи этой группы товаров такие же, как в январе 2021 года.

В то же время следует отметить, что изменился не только потребительский спрос, но и сам рынок e-commerce. В этом контексте можно выделить три основных изменения:

1. Оптимизации затрат

Никто уже не гонится за увеличением доли рынка, вкладывая огромные средства в продвижение или открытие малоэффективных центров выдачи заказов в оффлайне. Компании отказываются от бесплатных доставок, потому что все начали считать деньги. Даже покупатель стал гораздо обдуманнее относиться к онлайн-заказам и доставке. Люди пытаются экономить на логистике, собирая сразу большие заказы.

2. Перспективность маркетплейсов

В начале войны более половины мерчантов маркетплейса прекратили работу. Впрочем, с мая наблюдается положительная динамика их роста, в основном за счет маленьких продавцов. Крупные компании часто неповоротливы. Они не могут быстро перестроиться после разрушения привычных логистических цепочек. Мелкие мерчанты имеют доступ к европейским дистрибьюторам, покупают небольшие партии товаров и быстро продают их.

И этот тренд не изменится. По нашим оценкам, даже если война закончится уже завтра, потребуется минимум полгода-год для того, чтобы восстановить все логистические цепочки. Так что маленькие продавцы будут в лучшем положении. Как пример, в начале войны очень многие крупные продуктовые сети остались без товара, в то время как маленькие магазинчики в регионах и рынки были заполнены продукцией.

В перспективе, маркетплейс у крупных онлайн-магазинов может возрасти до 40% от товарооборота. Это стимулирует наш онлайн-магазин делать максимально удобные условия для мерчантов. И это уже дает результат. Мертвецы начинают верить в завтрашний день. Если еще в апреле все работали только по предоплате, то сейчас начинают больше доверять и отпускать товар по наложенным платежам.

3. Собственная логистика

В условиях массового нарушения цепочек снабжения, собственная транспортная и складская логистика становится особенно важной для успеха в e-commerce. Поэтому преимущество на рынке будет у омниканальных ритейлеров, которые могут использовать свою офлайн-сеть как в роли складов, так и в роли центров выдачи. Учитывая рост стоимости энергоносителей, в будущем диверсификация товарных запасов на разных логистических мощностях станет ключевым трендом для всех крупных игроков e-commerce.

В самом деле, в бизнесе вызовы есть всегда. Нужно быть гибкими и уметь адаптироваться под реалии, быстро принимать решения и каждую проблему воспринимать через призму возможностей.

Читайте также — 

https://rau.ua/novyni/novini-partneriv/korm-epicentr-z-pochatku-vijni/


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка