Предчувствие войны: какие изменения претерпел украинский ритейл в 2021 году — исследование Deloitte в Украине

Предчувствие войны: какие изменения претерпел украинский ритейл в 2021 году — исследование Deloitte в Украине

20.06.2022 08:45
  1076
Костянтин Симоненко

Что характеризовало поведение украинских потребителей в последний год до открытого вторжения России в Украину, на что они тратили средства и на что обращали внимание, покупая те или иные категории товаров. После победы знания этих изменений могут пригодиться при возобновлении работы ритейла в мирное время.

Читайте українською

В начале марта этого года консалтинговая и аудиторская компания Deloitte должна была обнародовать результаты исследования о том, как изменились потребительские настроения украинцев в 2021 году. Но 24 февраля россия начала полномасштабную войну против Украины. Несмотря на то, что ситуация в ритейле претерпела кардинальные изменения, было решено обнародовать выводы этого исследования, ведь это довоенные реалии Украины. Тем более что некоторые тенденции могут восстановиться довольно быстро — достаточно посмотреть как начал оживать столичный ресторанный рынок. RAU предлагает ознакомиться с основными выводами, чтобы после победы эти результаты можно было использовать для анализа и мониторинга восстановления ритейл-сектора и страны.

Тренды потребительского поведения

Один из главных выводов исследователей касается того факта, что потребительские настроения украинцев в довоенный период не очень отличались от докарантинного периода. То есть даже серьезные изменения в повседневной жизни, в частности, различные ограничения, по мнению 60% украинцев, не изменили их потребительские привычки в 2021 году.

В частности, прослеживалась тенденция возврата покупательной активности к уровню, который был до карантинных ограничений. Так, у 60% потребителей в традиционных магазинах и 57% в онлайн-магазинах не изменилась частота совершений покупок. Если сравнить с докарантинным периодом, это на 8% и на 3% больше аналогичных показателей 2020 года.

Аналогично 59% потребителей в традиционных магазинах и 57% в онлайн-магазинах не изменился размер расходов, что на 4% и на 3% больше аналогичных показателей 2020 года.

Важная тенденция, наблюдавшаяся уже второй год подряд, это двукратное преобладание темпов роста онлайн над офлайном. 22% респондентов отметили, что стали покупать чаще онлайн, и только 9% покупают чаще офлайн. В то же время рост онлайн составляет 4% в 2021 году, что говорит о том, что тенденция только усиливалась.

Интересно, что до войны становилось больше тех, кто посещал рестораны и заведения быстрого питания. Их доля выросла на 11% и 12% в соответствии с показателями 2020 года. То есть ресторанный бизнес испытывал некоторое возобновление в течение 2021 года. Причем именно мужчины чаще стали тратить больше на покупку готовой пищи, так и продуктов питания (как в традиционных магазинах, так и через интернет) – 33% и 21% соответственно.

Тройка популярнейших категорий товаров, на которых экономили украинцы в 2021 году: досуг и развлечения вне дома (74%), мебель и товары для дома (68%), парфюмерия (67%).

Спрос на товары разных категорий в 2021 году

Наиболее популярными онлайн-сервисами среди украинцев в 2021 году были: сервисы видеосвязи, стриминговые видео, фильмов и сериалов, а также музыкальные стриминговые сервисы. Ими пользовалось более половины респондентов.

Абсолютное большинство украинцев (99%) покупали продукты питания в обычных магазинах. Однако средний чек в онлайн-магазинах на 25% выше, чем в офлайн-магазинах.

Косметические средства украинцы в большинстве своем желают покупать офлайн (93%). Однако доля тех, кто покупает косметические средства онлайн, выросла по сравнению с 2020 годом на 17%. Экологичность и натуральность продукции была достаточно существенной характеристикой для потребителей косметических средств и парфюмерии – 87% украинцев предпочитали экологически чистый продукт.

Также стоит внимания тренд потребления алкоголя. Если в 2020 году 66% заявляли об уменьшении расхода на алкогольную продукцию, то в 2021-м таких было всего 20%. В частности, 27% украинцев отметили, что с введением карантина стали реже покупать алкоголь в офлайн-магазинах. Сейчас есть новости об уменьшении потребления алкоголя во время войны и поэтому можно предположить, что после победы картина будет аналогичной тому, что было после карантинных ограничений.

 

Одежду и обувь украинцы активно покупают как офлайн (99%), так и онлайн (87%). В среднем только у 37% украинцев есть любимые бренды – один или несколько.

Большинство респондентов (84%) пользуются сервисами доставки продуктов и готовой пищи. Самыми популярными среди них являются Glovo (21%), собственные службы доставки ресторанов (13%) и магазинов (13%), а на пропавший с рынка Rocket приходилось 12%.

Онлайн vs оффлайн

Уже второй год подряд наблюдается преобладание темпов роста онлайн над офлайн-шопингом. 22% респондентов отметили, что стали покупать чаще онлайн, и только 9% покупают чаще офлайн.

При этом 44% респондентов беспокоились за сохранение своих данных при совершении покупок через интернет, однако это беспокойство снизилось на 6% по сравнению с 2020 годом.

Для большинства респондентов наличие скидки/кэшбэка за покупку влияет на решение приобрести товар (73%). Более всего это характерно для таких категорий, как одежда, электроника и бытовая техника. Это релевантно как для покупок в традиционных магазинах, так и через интернет.

Следует отметить, что 96% украинцев хотя бы иногда пользовались в 2021 году бесконтактной оплатой, из которых 27% делают это для оплаты всех товаров и услуг и почти не пользуются наличными. Сейчас этот тренд усугубляется проблемами снятия наличных через банкоматы.

Более половины своего бюджета украинцы тратят на продукты питания и обязательные платежи. В среднем только 8% своего бюджета украинцам удается экономить.

Справка. Опрос украинцев, который лег в основу исследования «Потребительские настроения украинцев в довоенный период», был проведен в ноябре 2021 года. Респонденты – более 1600 потребителей старше 16 лет из всех регионов Украины (кроме временно неподконтрольных правительству Украины районов Донецкой и Луганской областей, а также временно оккупированной АР Крым), прошедших онлайн-опрос по квотированной выборке, соответствующей социально-демографическому портрету населения Украины.

Читайте также –

Аптечный ритейл во время войны: как колебался спрос, что и когда покупали потребители – аналитика Apteka.ua


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка