Подальше от войны: как украинские предприниматели открывают франшизы в Европе и планируют строить там бизнес

Подальше от войны: как украинские предприниматели открывают франшизы в Европе и планируют строить там бизнес

16.06.2022 08:45
  2103
Костянтин Симоненко

Украинские предприниматели готовят франшизы для Европы. К выходу уже настраиваются одесский оператор «темных кухонь» Smilefood, сеть рыбных магазинов Forellis и рестораны Дмитрия Борисова.

Читайте українською

Время франшизы

Как пишет издание Forbes.ua, в центре Барселоны на главной туристической улице Rambla через несколько недель откроется украинский интим-бутик No Taboo. Это первый магазин украинской сети в Европе. Всего в компании, масштабируемой путем франчайзинга, 48 магазинов в 15 городах Украины. В 2020 году, по оценкам издания, выручка No Taboo составила $6-7 млн.

Так же, как компания No Taboo, стали стремиться выйти на зарубежные рынки и другие компании, говорит соучредитель консалтинговой компании Франч Роман Кирилович. По его словам, сейчас фактически создается рынок украинских франшиз в Европе.

В другую консалтинговую компанию Franchise Group, продвигающую франчайзинг, ежедневно поступают пять–семь запросов на запуск франшизы за рубежом. До войны, по словам основательницы Мирославы Козачук, было два-три запроса в неделю. Но готовых соглашений пока нет, только продолжаются переговоры.

Подальше от войны

Барселонский No Taboo владелица Анжела Запорожец открывает как пилотную торговую точку, на которой хочет протестировать жизнеспособность своего бизнеса в Европе. Ее идея – открываться по франчайзингу в ЕС. На первом магазине будут оттачиваться бизнес-процессы: работа с партнерами и поставщиками, а также протестируют программное обеспечение. Следующий шаг – продавать франшизы в ЕС. Выходить в Европу Запорожец вынудила война. В Украине бизнес почти остановился: половина магазинов не работают. Новый товар завезти невозможно.

Так же из-за войны одесский оператор dark kitchen SmileFood потерял бизнес в Херсоне и из-за падения спроса закрыл одно из трех производств в Киеве и три из семи в Одессе. Выручка компании упала в шесть-восемь раз.

Выходить за границу SmileFood, сотрудничавший, в частности, со службой доставки Glovo, в ближайшем будущем не планировал. Компания с помощью франчайзинговой модели поначалу собиралась покорить Украину. Когда началась война, владелец SmileFood Александр Соколов согласился на предложение одного из своих партнеров открыться в Казахстане. А также ведет переговоры с потенциальными партнерами в Болгарии, Испании и Польше. Чтобы дать выжить бизнесу, Соколов до конца лета планирует запустить франчайзинговые кухни не только в казахстанской Алма-Ате, но и столице Болгарии Софии.

Свій до свого по своє

Украинские собственники рассчитывают, что выход на богатый европейский рынок поможет улучшить финансовое состояние компаний. Также, в частности, в Smilefood планируют привлекать «своих» бывших рабочих-переселенцев. «Но франшизами в Европе в основном интересуются украинцы, – говорит Соколов. – Это бывшие клиенты или предприниматели-переселенцы».

«Но ориентироваться только на партнеров и клиентов соотечественников – ложная стратегия», — говорит Кириллович из Франч. Поэтому основной вызов для украинских компаний, пытающихся вывести свои франшизы в Европу – адаптировать бизнес-модели под новый рынок.

Так, например, в No Taboo расценивают как риск то, что впоследствии часть франчайзи может потерять интерес к бизнесу за границей из-за возвращения в Украину. Чтобы не закрывать точки, которые выйдут на прибыльность в Европе, владелица бизнеса планирует их выкупать.

Стремительно набирать обороты поможет гибкость, присущая украинским предпринимателям, уверен совладелец сети рыбных магазинов Forellis Александр Задерей. Его сеть в Украине представлена ​​тремя форматами: суши-shop, fish-market и fish-bar. из-за войны половина из 15 заведений в Киеве и Херсоне закрыты.

Предприниматель также планировал запустить франшизу сначала в Украине, затем в одной из стран Европы. До войны продал одну франшизу в Киеве, но заведение не успели открыть. Выехав из оккупированного Херсона в Хорватию, Задерей увидел перспективу в нише формата суши баров и решил развивать франшизу fish-bar Forellis. Это рыбный фаст-фуд, где продаются суши, бургеры, супы и салаты. Он подразумевает работу с локальными поставщиками. В Хорватии и Польше, где формат также со временем запустят, он будет называться Forellis fish&sushi bar. Если в Киеве, по словам предпринимателя, приходилось догонять лидеров рынка, то в Хорватии минимальная конкуренция.

Наглядные примеры

«Но не стоит недооценивать ошибки на европейском рынке», — отмечает основатель холдинга !Fest Андрей Худо. В его холдинге по франшизе в Европе работает бар Пʼяна вишня и Львівська майстерня шоколаду. Худо неудачно открыл в 2011 году в центре Кракова ресторан-фабрику кондитерских изделий ручной работы Львівська майстерня шоколаду и закрыл его в 2016-м из-за плохой рентабельности. Причина – не очень тщательно проработали локации. Поэтому он советует предпринимателям, собирающимся покорять европейские рынки, тщательно сделать «домашнюю работу». Сейчас в !Fest девять баров Пʼяна вишня в Румынии, Молдове и Польше и три Львівська майстерня шоколаду в Азербайджане.

«Домашнюю работу» над ошибками уже сделал киевский ресторатор Дмитрий Борисов. Его компания GastroFamily в конце 2017 года открыла ресторан Канапа в столице Польши Варшаве. В 2020-м заведение пришлось закрыть. По его словам, тогда просто открывали еще один ресторан в другой стране и не адаптировали бизнес-модель и внутренние стандарты под глобальный рынок. Это требовало «ручного» управления.

Теперь на европейский рынок ресторатор выводит 15 ресторанных концепций. Они могут работать не только в традиционном формате заведения с сервисом и самообслуживанием, но и как корнер на фуд-маркете, dark kitchen или как витрина с готовыми деликатесными блюдами. Франшизы будут продавать на своем сайте. Его разработали для международного рынка.

Читайте также —

Сеть ресторанов GastroFamily Дмитрия Борисова анонсировала запуск международной франшизы


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка