Как Zabka Group обскакала Amazon: польская сеть минимаркетов открыла больше всех магазинов без продавцов в Европе
Польский ритейлер Zabka Group завершил открытие крупнейшей сети автономных магазинов в Европе, запустив в работу 25 магазинов Zabka Nano и Zappka, а к концу марта планирует открыть еще как минимум 12.
Как пишет Forbes.ua, магазины польской Zabka Group при помощи бесконтактной технологии распознавания объектов на основе искусственного интеллекта от американской компании AiFi (похожая на систему Just Walk Out, которую использует Amazon) делают шопинг быстрым в том числе за счет того, что не нужно стоять на кассе. По словам гендиректора Zabka Group Томаша Сучански, к уже открытым 25-ти торговым точкам Zabka Nano в первом квартале 2022 года добавится еще 12 магазинов.
Как сообщается, еще с марта 2021-го в Великобритании Amazon открывает собственные бесконтактные магазины Amazon Go и Amazon Fresh. Тогда компания сообщила о планах открыть 30 таких магазинов, но ей не удалось развернуться так же быстро, как Zabka, поэтому сейчас у гиганта ритейла лишь 15 точек в Лондоне и его окрестностях.
Aldi, пятая крупнейшая сеть супермаркетов Британии, открыла пилотный бескассовый магазин в Лондоне 18 января этого года, в котором тоже используют технологию от AiFi. По словам гендиректора британского и ирландского отделений ритейлера Джайлза Герли, этому предшествовали «месяца работы».
А тем временем в Польше Zabka продвинулась далеко вперед и открыла 25 магазинов Nano в шести городах Гданьске, Кракове, Пьясечно, Познани, Сопоте и Варшаве. Конкретное расположение каждого магазина варьируется от центров городов, крупных магазинов вроде Decathlon и университетов до станций метро и вокзалов.
Большие продажи автономных минимаркетов
Магазины, которые работают 24/7, преимущественно продают перекусы, еду и напитки, среди которых и товары собственной марки. В зависимости от формата в таких минимаркетах находится от 450 до 1500 видов продуктов без учета контролируемых товаров, таких как сигареты и алкоголь.
«Там нет корзин, поэтому клиенты просто берут нужное и уходят в любое время суток», — говорит Павел Грабовски, глава автономных решений в Zabka.
Например в Познани молодежь использует автономные магазины поздно ночью после посиделок в барах и клубах. Поэтому концепция магазинов Nano открывает новый прибыльный путь, да еще и в местах, которые ранее были недоступны. Одной из таких локаций может быть метро, где круглосуточные магазины означают доступ к дополнительным доходам.
Zabka также учитывает социальный аспект Nano. Один из форматов автономного магазина — хорошо освещенная, отдельная точка продажи. Их ставят на изолированных улицах или в парках, где до того не было никаких магазинов. Это не только удобно, но и добавляет элемент безопасности и даже социального пространства. Такие точки продаж могут вдохнуть жизнь в «забытые» места.
Сейчас несколько тысяч человек воспользовались такими магазинчиками с технологией распознавания лиц, а ритейлер следит за данными продаж и уровнем удовлетворенности клиентов. Следующая партия автономных магазинов на подходе. Они также расположатся в местах с высоким человеческим трафиком.
Одни откроются возле мест работы, где поблизости нет других магазинов, а другие будут там, где коммерческие возможности особенно привлекательны. Интересно, что аэропорты не рассматривают как потенциальные места расположения автономных магазинов, в отличие от больниц и тренажерных залов.
Технология работы
В то время как Zabka использует технологию распознавания лиц от AiFi, сеть также запустила собственное приложение Zappka, которым пользуются более 8 млн поляков – это более 20% населения страны. По словам Грабовски, разница с магазинами Amazon в том, здесь нет ворот (как в метро). Когда клиент открыл дверь, его уже идентифицировали с помощью QR-кода в приложении и он может ходить по магазину.
Без приложения зайти не так просто для того, кто впервые в таком магазине. Новые посетители могут воспользоваться банковской картой для регистрации своего присутствия, а затем ввести номер мобильного, чтобы на него потом пришли чеки, был выставлен счет и можно было обратиться в отдел связей с клиентами.
Оба способа посещения магазина разработали с помощью определенных модификаций компьютерного оборудования, и занялось этим Zabka Future, технологическое отделение ритейлера и бизнес-инкубатор новых идей. Кроме того, система не использует биометрические данные или распознавание лица для определения личности клиентов из-за того, что хочет гарантировать полную безопасность и конфиденциальность.
Конкуренты не спят
AiFi, которая привлекла $31 млн инвесторских денег, быстро захватывает европейский рынок. До пандемии, в ноябре 2019-го, этот техностартап стал партнером голландского ритейлера Albert Heijn, чтобы открыть временный тестовый магазин вблизи амстердамского аэропорта «Схипхол». Amazon занимался своей технологией Just Walk Out вместе с партнерами-ритейлерами OTG и Hudson.
А в ноябре 2021-го AiFi начала сотрудничество с французской сетью супермаркетов Carrefour над пилотным проектом Flash 10/10 в Париже. В магазине можно найти около 900 наименований ежедневных продуктов и он работает под слоганом «10 секунд на выбор товара и 10 секунд на оплату» для тех, кто знает что им нужно и кто умеет это быстро найти.
В Ирландии британская группа пищевых услуг Compass также планирует проверить бесконтактную концепцию от AiFi в одном из офисных зданий, когда отменят ограничения на работу в офисах из-за пандемии.
За последние двадцать лет Zabka Polska стала крупнейшей сетью минимаркетов в Польше из более 7900 магазинов, которыми управляют 6500 франчайзи под брендом Zabka. Магазинчики компании, которые расположены так, чтобы около 12 млн польских покупателей жили в радиусе 300 метров от них, ежедневно посещает более 2,5 миллиона клиентов.
Источник: Forbes.ua
Читайте также
Без кассиров и продавцов: Ашан открыл первый в Украине автономный магазин (+фото)