Тайна имени: что на самом деле означают названия брендов, к которым все привыкли
В честь какого животного назвали бренд Reebok, у кого из ритейлеров тяга к роману «Моби Дик», а у кого — к классическому кинематографу, кто назвал сеть магазинов советской аббревиатурой, откуда в Эпицентр в названии буква» К», что такое LC Waikiki и почему IKEA — это о любви к селу: собрали самые интересные истории названий компаний в украинском и мировом ритейле.
Названия ритейл-компаний можно условно разделить на несколько групп: названные ярким словом или словосочетанием, часто — символическим (GAP, Guess, Under Armour, Копейка, Eldorado, Алло, Золотой Век, Будинок Іграшок), аббревиатурой (АТБ, LPP, IKEA, СЮФ) или именем основателя, его детей или мифического лица (EVA, Zarina, Lidl, Leroy Merlin, Антошка). Большинство из них не имеют под собой какой-то заметной истории или скрытого значения. Однако есть исключения, как и есть названия брендов, создание которых обросло целыми легендами. Вспомнить хотя бы появление Nike или Apple. RAU собрала 20-ку самых интересных историй создания названий брендов.
Reebok
История спортивного бренда Reebok берет свое начало в 1895 году, когда английский предприниматель Джозеф Фостер начинает выпускать шипованную обувь для бега. Первоначально компания носила название J. W. Foster & Co, но после рождения сыновей была переименована в J. W. Foster & Sons. Лишь через полвека, когда в компании задумались над выходом на мировой рынок, она получила название Mercury Sports Footwear, а уже в 1960 году — Reebok. Это название Джозеф и Джефри Фостер нашли в словаре: именно так называется африканская антилопа с острыми рогами, которая является одним из самых быстрых животных на Земле.
Decathlon
Слово Decathlon происходит от греческого «десятиборье» – именно с этим посылом в 1976 году Мишель Леклерк, двоюродный брат основателя Ашан Жерара Мюлье, открыл во Франции свой первый супермаркет спортивных товаров. Сегодня ритейлер представляет изделия для 70 видов спорта и все они с марта 2019 года представлены в Украине, как в первых в стране офлайн-магазинах, так и запущенном интернет-магазине decathlon.ua.
Zara
Свой первый магазин Омансио Ортега и его партнер по бизнесу Росалия Мэра открыли в 1975-м в испанском городе Ла-Корунья. Сначала они хотели назвать магазин Zorba в честь своего любимого героя из фильма «Грек Зорба» режиссера Никоса Казандзакиса. Но рядом с магазином открылся бар с таким же названием, Так что партнерам пришлось искать выход из положения. Далеко решили не ходить и придумать название, в котором сохранено как можно больше букв из желаемого слова, поэтому остановились на Zara.
Starbucks
Существует теория, что слово Starbucks следует переводить как» звездные баксы», однако на самом деле бренд связан с культовым романом» Моби Дик», о чем говорит также логотип компании. Началась история Starbucks в 1971 году, когда два учителя и один писатель скинулись по $1300, чтобы открыть магазин кофе в зернах в одном из ТРЦ Сиэтла в США. Назвать свой магазин друзья решили в честь Старбака — старшего помощника капитана судна в романе Германа Мелвилла «Моби Дик». Для них он стал символом путешественника и торговца заморскими диковинками, в том числе, сверхпопулярным кофе. Ребята продолжили морскую тему и в логотипе, поэтому выбрали для брендинга двухвостую русалку. Срисовали ее со старинной гравюры.
LG
LG Group начинала свою деятельность в 1947 году с производства кремов для лица и за 75 лет доросла до уровня одной из крупнейших южнокорейских компаний. Среди сфер ее деятельности электроника, химическая продукция и телекоммуникационное оборудование. LG была создана в результате слияния двух компаний — Lucky (樂喜 — счастливая) и GoldStar (金星 — Венера), почему и было принято решение назвать новую компанию Lucky-Goldstar («Счастливая Венера»), что позже сократили до аббревиатуры LG.
Samsung
Еще больше «космоса» в названии бренда Samsung, который правильно произносить как «Самсон». Однако ничего библейского в названии южнокорейского ритейлера электроники нет. В переводе с корейского языка Samsung означает «три звезды». По самой распространенной версии, основатель бизнеса Ли Бен Чхоль назвал компанию в честь трех сыновей, однако эта версия вызывает сомнения, ведь третий наследник, Ли Кун Хи, родился лишь в январе 1942 года, то есть через четыре года после создания компании. По другой, три звезды символизируют три основных направления развития компании — технологии, маркетинг и дизайн. Это звезды, кстати, отображались на первых логотипах Samsung.
Xiaomi
Более приземленная название у другого восточного гиганта электроники — бренда Xiaomi («Сяомі», с ударением на последний звук), название которого переводится как «рисовое зернышко». Официальной датой основания китайской корпорации считается 6 апреля 2010 года, незадолго до того, как компания официально запустила первую MIUI-прошивку, которая базируется на ОС Android. По легенде, когда соучредитель бренда Лэй Цзюнь регистрировал товарный знак, его даже спросили, не инновационная ли это сельскохозяйственная компания. Однако к зерну или риса компания Xiaomi отношения не имеет и даже попала в Книгу рекордов Гиннеса за рекордное количество проданных смартфонов в сутки.
Nike
Первое время своего существования компания Nike не имела собственного названия и занималась тем, что перепродавала японские кроссовки Tiger. Так бы оно и продолжалось, если бы японцы не захотели большего для себя дистрибутора, чем портлендский предприниматель Фил Найт. Большего жаждал и сам бизнесмен. В конце 60-х он нашел для себя фабрику в Мексике и заказал производство собственных 3000 кожаных бутс для бега. Время поджимало, а у бренда не было ни названия, ни логотипа, поэтому он обратился к знакомой еще по университету художнице, чтобы та сделать такой логотип, который бы ассоциировался с чувством движения. Один из ее эскизов — знакомый уже всему миру набросок крыла, который будто рассекает воздух — отправился на фабрику. Нужно было еще придумать название. Партнер бизнесмена — Джефф Джонсон — предложил «Nike», происходящий от имени богини победы Ники. Сначала название не очень понравилось предпринимателю, но думать больше не было времени. Партию кроссовок отправили на производство. Фил Найт тогда и мечтать не мог, что его проект станет самым дорогим в мире спортивным брендом.
LC Waikiki
Название торговой марки LC Waikiki, родившейся в 1980-е годы во Франции, появилось благодаря туристическому журналу в самолете. Французский дизайнер и его партнер готовились выйти на рынок fashion-ритейла и были в поисках интересного названия. Оно нашлось во время бизнес-поездки, когда партнеры вычитали в журнале название известного пляжа Вайкики на Гавайях. К слову добавили сокращение «LC», которое в переводы с французского языка означает «друзья» (Les Copains). В 1997 году LC Waikiki приобрела турецкая компания Taha Group, которая оставила креативное название бренда.
Сільпо
Сеть супермаркетов Сільпо была основана в 1998 году торгово-промышленной группы Fozzy Group. Сегодня, после множества открытых дизайнерских супермаркетов, уже трудно представить, что название «Сільпо» может происходить от скучной советской аббревиатуры, однако так и есть. Во времена СССР таким образом сокращали фразу «сельское потребительское общество». Вполне вероятно, что до сих пор кооперативы Сельпо и Сільпо можно встретить в небольших поселках, которые остались на пересечении эпох.
Thrash!
У другой продуктовой сети Fozzy Group — «Thrash! Траш» — интересно даже не происхождение названия, а его трансформация. Сперва компания открывала магазины под вывеской Thrash!, чем старалась подчеркнуть концепцию жесткого дискаунтера, согласно которой в сети «трощат цены». Однако часть посетителей читала название как «трэш» («trash» — мусор в переводе с английского), о чем шутили в социальных сетях. Компания была вынуждена добавить на вывески правильное звучание слова, таким образом сеть начала называться » Thrash! Траш». Интересно, что в прошлом году магазины отошли от формата жесткого дискаунтера, поэтому в итоге от идеи осталась только двойное название.
Эпицентр К
В начале 2003 года, когда только строили первый строительный гипермаркет Эпицентр, владельцы компании Александр и Галина Герега дали задание маркетологам придумать название сети. Те принесли 800 вариантов, среди которых были Строймарт, Стройбуд и прочее подобное. Тогда в компании устроили конкурс между сотрудниками и один из них предложил Эпицентр. По воспоминаниям Александра Гереги, это было то, что надо. Однако в слове не хватало одной буквы. «Должно было быть девять букв. У Галины Федоровны (Гереги, — прим.) 9 августа день рождения, у меня 27-го, а 2+7=9. Я добавил еще одну. Буква «К» означает «команда». Получилось «Эпицентр К», — рассказал в одном из интервью совладелец сети.
Ашан
Основатель Аисһаn Жерар Пол Луи Мари-Жозеф Мюлье — потомок влиятельного французского рода предпринимателей, чью историю можно проследить вплоть до 1470 года. В начале 1961 года Жерар Мюлье берется за восстановление бизнеса отца — некогда заброшенной фабрики Phildar. Тогда же состоялось открытие первого магазина сети площадью 600 кв. м. Сначала супермаркет получил название Hauts-Champs — в честь района Рубе, в котором он находился. Однако позже Мюлье изменил его, несколько исказив написание словосочетания, которое в переводе с французского означает «верхние поля». По официальной легенде, этот шаг был необходим бренду, чтобы название бренда начиналось с буквы А и в справочниках оказалось в самом начале. Птица, которая была изображена на эмблеме бренда, также стала результатом игры слов: au chant в переводе с французского означает «трели птиц».
Novus
Казалось бы, с названием Novus все понятно. В переводе с латвийского это слово означает «новый», но не все так просто. Новус — латвийский национальный вид спорта. По правилам, игровой стол в форме квадрата разделяют на четыре зоны и задача каждого игрока — загнать в лузы соперника все свои пешки. Играют с помощью кия, поэтому новус похож на упрощенную версию бильярда. Известно, что эта игра пришла в начале ХХ века от моряков, которые играли в нее в английских портах. Вот и думай, что возможно Novus — это также про азарт и спортивный шопинг.
Watsons
Как не сложно догадаться, сеть магазинов Watsons назвали в честь человека, однако, как оказывается, не основателя. Да и с украинским названием сети не так все просто. Дело в том, что международная компания называется AS Watson Group, которая берет свое начало из небольшой амбулатории, открытой в далеком 1828 году в Китае. Она предоставляла бесплатные медицинские консультации и продавала газировку. В 1858 году к совладельцам Александру Андерсону и Питеру Янгу в качестве менеджера присоединился британский фармацевт Александр Скирвинг Уотсон, который стал ее первым коммерческим директором. Именно с этого времени компания начала стремительное развитие и позже получили его имя в названии. Что касается украинской сети, то она начинала работать под брендом «ДЦ» и лишь после того, как стала частью международной корпорации A.S. Watson Groupe, в 2011-м была переименована в Watsons — то есть «та, что принадлежит Уотсону».
JYSK
Датская сеть JYSK берет свое начало с 70-х годов XX века. Тогда находчивый молодой человек, основатель сети Ларс Ларсен решил открыть собственную сеть розничных магазинов по распродаже постельного белья. Однако первые магазины сети имели название Jysk Sengetøjlager (”Ютландский склад постельного белья») – привычное словосочетание для датчанина, однако неописуемое для иностранцев. Впоследствии его сократили до слова JYSK, что означает принадлежность кого-то или чего-то к ютландскому полуострову, а также можно перевести с датского языка, как «гусь». Именно поэтому уже около 50 лет гуся можно увидеть на логотипе компании. Первый магазин JYSK в датском городе Орхус был открыт 2-го апреля 1979 года, он до сих пор на месте, и до сих пор функционирует.
Spar
Нидерландская сеть супермаркетов Spar была основана в 1932 году Адрианом ван Веллом как добровольная сеть бакалейников. Девиз звучал, как «Door Eendrachting Samenwerken Profiteren Allen Regelmating» («все мы выигрываем от сотрудничества»), что в сокращении звучало как «De SPAR». Позже в названии осталась лишь короткая аббревиатура, которая в переводе с немецкого языка удачно переводится, как «сберегательный» или, по другому значению, «ель», чем и объясняется ее присутствие на логотипе компании.
Pepsi
Первый напиток создателя Pepsi Калеба Дэвиса Брэдхема представлял собой смесь сахара, воды, карамели, лимонного сока и мускатного ореха, и назывался Brad’s Drink («напиток Брэда»). На дворе был конец XIX века и Брэдхэм верил, что его напиток помогает справляться с несварением желудка или, по-научному, диспепсией. Когда дело дошло до более выгодного названия, Калеб скомбинировал науку и суеверие. Он взял слово «dyspepsia», что означает «расстройство пищеварения», убрал приставку «dys» и лишнюю букву «a» в конце. Лечебных качеств от того напиток не приобрел хотя бы потому, что в нем слишком много сахара, однако Pepsi уже более века успешно продается по всему миру.
IKEA
Название гипермаркетов IKEA неспроста обычно пишут большими буквами, ведь IKEA — это аббревиатура. Причем незаурядная. Основатель компании Ингвар Кампрад вложил в ее название максимум аутентичности. Он взял свои инициалы, I. K. и добавил в них первые буквы названий фермы и деревни, в которых он вырос — Elmtaryd и Agunnaryd. Расшифровывать это название смысла нет — его и сложно будет произнести, но этого и давно нет смысла делать — мировой гигант давно всем все доказал.
Apple
Когда Стив Джобс и Стив Возняк работали над запуском своего первого компьютера Mac — название для них стало большой проблемой. Из-за этого Стив Джобс очень раздражался и сказал своим сотрудникам, что если к 17 часам они не придумают имя для компании, то он назовет ее «Яблоко». Как можно догадаться, у сотрудников ничего не получилось.
Читайте также