Топ-200: рейтинг ритейлеров Украины по доходам, прибыли или убыткам
Год пандемии и спровоцированный ею экономический кризис не помешали развитию украинского ритейла. Большинство сетей улучшили свои финпоказатели, а крупнейшая сеть страны АТБ вообще возглавила всеукраинский рейтинг по выручке. Итоги 2020-го в ритейле.
Портал Цензор представил очередной рейтинг украинских юрлиц, которые заработали больше всего в прошлом году. В этом году рейтинг топ-200 стал возможным благодаря обнародованию финансовой отчетности компаний в открытом доступе Государственной налоговой службой и Минцифры.
В списке 200 крупнейших предприятий, работающих в Украине, 21-но относится к сфере розничной торговли. Ритейл второй год подряд находится в топ-5 самых прибыльных отраслей экономики Украины — суммарно ритейлеры из топ-200 заработали более 430 млрд грн. Это почти так же, как и год назад. Собственно, непростой год пандемии не дал заработать больше всем компаниям из списка топ-200. К тому же некоторые основные игроки из сферы розничной торговли по разным причинам показали на бумаге падение чистой прибыли.
Обороты растут
Крупнейшей компанией Украины по выручке в 2020 году стало ООО «АТБ-Маркет». Это ключевая компания крупнейшей сети супермаркетов Украины. Ее оборот достиг 123,86 млрд грн. Это позволило АТБ потеснить с первого места Нафтогаз Украины, которая перестала быть крупнейшей компанией Украины после выхода из группы Оператора магистральных газопроводов в 2020 году.
Так же позади остались и металлургический гигант ММК им. Ильича и Укрзализныця, которая сильно пострадала от уменьшения перевозок в период пандемии, а также Кернел — крупнейший в Украине экспортер подсолнечного масла и зерновых.
Модель дискаунтера, которую использует АТБ, помогла в период кризиса и падения покупательной способности населения получить чистую прибыль в 2020 году в размере почти 5,77 млрд грн, несмотря на ковидний год. По сравнению с 2019 годом доходы компании выросли на 18,95 млрд грн. Прибыль сети увеличилась более чем на 1,36 млрд грн.
Впечатляющие темпы роста продемонстрировала компания Rozetka, которая за год увеличила доходы почти на 50% — до 18,02 млрд грн. Это позволило ей подняться сразу на 40 позиций в рейтинге: с 87-й на 47-ю. Что легко понять, учитывая стремительное развитие электронной коммерции в то время, когда обычные магазины были закрыты.
Кстати практически все представители сферы розничной торговли движутся по списку, опережая компании других отраслей. Так, стоит отметить компанию АЛЛО, которая только в 2019 году появилась в топ-200, а теперь поднялась на 20 ступенек в рейтинге с показателем роста оборотов на 780 млн грн. Прибыль компании увеличилась за год на 3,84 млн грн.
Аналогично перескочил на два десятка позиций продуктовый ритейлер Varus, чьи обороты за год выросли на 1,64 млрд грн, достигнув отметки почти в 13 млрд грн. Прибыль выросла более чем на 85 млн грн.
Несмотря на тяжелый год, начала возвращать себе утраченные позиции самая крупная обувная сеть страны Intertop, которая сумела подняться на 18 позиций, увеличив выручку до 6,2 млрд грн, но еще демонстрирует убытки в размере 79 млн грн.
Снижение оборотов в 2020-м зафиксировали сразу три FMCG-ритейлера: Ашан Украина, Fozzy Cash & Carry и ЭКО маркет. Первый и последний теряют позиции второй год подряд, но наибольшее снижение оборотов в Fozzy Cash & Carry — сразу на 820 млн грн и на 15 позиций рейтинга. Это можно объяснить тем, что во время пандемии гипермаркеты пользовались значительно меньшим спросом — люди предпочитали закупаться вблизи дома, а не ехать через весь город.
В процентном выражении год к году активно доход наращивает Rozetka — второй год подряд ее выручка растет более чем на 40%. В АТБ доходы стабильно растут, но в этом году пересечь границу в 20% не удалось — только 18%. На уровне продуктового ритейлера набрала обороты сеть Comfy, в которой доход почти на 19% больше чем в 2019 году. Наконец замыкает пятерку крупнейших по наращиванию доходов компаний сеть Фора, чьи обороты выросли на 15%.
Если брать абсолютные цифры, рост впечатляет еще больше. Особенно учитывая то, как пострадала сфера ритейла от карантинных ограничений и снижения покупательной способности украинцев в 2020 году.
В лидерах по-прежнему АТБ, но теперь в топ-5 лучших нет Сільпо и EVA. На втором месте теперь Rozetka, которая обошла Эпицентр, демонстрирующий невероятную стабильность, очередной год занимая третье место.
Прибыль как главное мерило успеха
Конечно, высокий валовой доход отнюдь не гарантирует высокую чистую прибыль. Но и по этому показателю на первом месте сеть АТБ. Ее показатель почти вдвое больше, чем в Эпицентр, который находится на почетном втором месте. А вот на третьем месте теперь McDonald’s Ukraine, который только в прошлом году ворвался в топ-5 самых прибыльных ритейлеров.
Всеукраинская сеть fast service вытеснила украинское подразделение немецкой группы Metro не только с третьего места, но и вообще из топ-5. Зато в нем появилась сеть супермаркетов Varus, которую также развивают владельцы Линии магазинов EVA Руслан Шостак и Валерий Киптык. Как уже отмечалось выше, она значительно улучшила свои позиции по всем показателям.
Потери Metro, который в 2020-м сменил прибыль на убытки, так же как и у других сетей гипермаркетов, в значительной мере были обусловлены снижением количества посетителей, а переориентация на сектор HoReCa, который также сильно страдал от карантина, пока не дала желаемого результата.
Интересно также отметить, что ранее те же компании были лидерами по темпам роста чистой прибыли. Но теперь имеем другую картину.
Сейчас только АТБ занимает как и ранее, первую позицию с показателем увеличения прибыли более чем на 1,3 млрд грн. Это почти в десять раз больше, чем у drogerie-ритейлера EVA, который занял почетное второе место по размеру прироста чистой прибыли. Замыкает тройку Varus.
Зато Эпицентр, который хоть и сработал в «плюс», закончил 2020 год с результатом хуже почти на 550 млн грн, чем в 2019-м. Поэтому вообще не попал в топ-5 ритейлеров с наибольшими темпами роста прибыли.
Так же McDonald’s Ukraine уменьшил свои доходы на более чем на 230 млн грн, а Metro Cash & Carry, как отмечалось выше, зафиксировал убытки. По размеру потерь эта компания уступает только сети Сільпо, которая входит в Fozzy Group. Кстати, сеть супермаркетов Фора, которые также развивает Fozzy Group, снова зафиксировала убытки в 39 млн грн, хотя в 2019-м показывала хорошие результаты по наращиванию прибыли и даже попала в топ-5 компаний по этому показателю.
Если в 2019 году торговым сетям даже резкое сокращение прибыли позволило все равно закончить год в плюсе, то уже в 2020-м видим впечатляющие цифры убытков. Но надо понимать, что это лишь финансовый результат, зафиксированный на бумаге, а не реальная убыточность бизнеса. Например активное привлечение кредитов для развития сетей может влиять на этот результат.
Читайте также —
Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры Украины