Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры Украины

Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры Украины

16.09.2020 08:30
  9399
Іван Зайцев

Последний год перед пандемией и спровоцированным ей экономическим кризисом выдался успешным для украинского ритейла: АТБ занял второе место в стране по выручке, а большинство сетей заметно улучшили свои финпоказатели. Итоги 2019-го в ритейле.

Читайте українською

Портал Цензор представил очередной рейтинг украинских юрлиц, которые заработали больше всего в прошлом году. В списке 200 крупнейших предприятий, работающих в нашей стране, 21-но относится к сфере розничной торговли. Розничная торговля вошла в топ-5 самых доходных отраслей экономики Украины – суммарно ритейлеры из топ-200 заработали более 431 млрд грн, основательно увеличив свою долю, особенно учитывая падение выручки у предприятий энергетической сферы и ГМК.

Выручка растет

Первое, на что стоит обратить внимания, изучая свежий рейтинг самых доходных компаний Украины: практически все представители сферы розничной торговли движутся по списку вверх, опережая компании других отраслей. И в топ-200 даже появляются новые ритейл-операторы: так, впервые в список попала сеть техники и электроники Алло.

Крупнейший продуктовый ритейлер страны АТБ занял второе место среди отечественных предприятий по выручке. Впереди – лишь Нафтогаз Украины. В прошлом году лидера розничного сегмента страны опережал еще и и ГП «Энергорынок», но реформа энергетической сферы, изменение принципа расчета за электроэнергию заметно уменьшили роль экс-монополиста.

Позади остались и Укрзалізниця, и два металлургических монстра – Азовсталь и ММК им. Ильича. Впечатляющее достижение днепровской компании, за год увеличившей валовый доход на 19,18 млрд грн.

Достойные темпы роста демонстрирует вторая по количеству магазинов торговая сеть страны – Сільпо, закрепившаяся в топ-10 предприятий Украины по выручке. Рост оборота по сравнению с 2018-м – 8,43 млрд грн.

Растут и другие. Быстрее всех в рейтинге самых доходных компаний страны поднимается McDonalds Ukraine. За год лидеру отечественного сегмента fast service food удалось подняться на 32 строчки, увеличив валовый доход на 1,42 млрд грн, а прибыль – на 289 млн грн.

Практически такие же темпы показывает и другой отраслевой лидер – крупнейший интернет-гипермаркет Украины Rozetka. За год компания Владислава Чечеткина со 108-го места поднялась на 87-ю строчку рейтинга топ-200.

Второй год подряд потрясающие показатели демонстрирует ведущая drogerie-сеть Украины Линия магазинов EVA. Компания улучшила свои позиции на 18 ступеней (любопытно, что такой же результат был зафиксирован и годом ранее): доход увеличился на 2,8 млрд грн. Настолько же позиций прорвался вверх и Fozzy Cash&Carry, но в его случае выручка выросла «всего» на 540 млн грн.

В верхней части списка необходимо отметить прогресс сети Фора, сумевшей подняться на 17 строчек благодаря росту выручки почти на 20% — до 14,25 млрд грн.

Если по итогам 2018-го среди 20-ти ритейлеров в рейтинге самых доходных компаний Украины падение выручки показал только один – Intertop, потерявший сразу 38 позиций, то в 2019 году ситуация изменилась. Помимо крупнейшей обувной сети страны снижение оборотов зафиксировали Ашан Украина, ЭКО маркет, Нова Лінія и Eldorado.

В процентном выражении год к году активней всего наращивает доход Rozetka рост более чем на 40%. Чуть меньше чем на треть оборот увеличила EVA, кроме них планку в 20% роста выручки год к году преодолел только АТБ, а Сільпо даже не дотянул до 15%. Но в абсолютных цифрах рост все равно впечатляет.

Впрочем, в условиях стабильной экономики и низкой инфляции такие результаты следует признать более чем успешными. Учитывая, какой неприятный сюрприз ждал ритейлеров в I квартале 2020 года и приближающийся отложенный негативный эффект от введения жесткого карантина, о подобных показателях роста торговым сетям, скорее всего, придется только мечтать.

Прибыль правит бизнесом

Но, как уже не раз отмечалось, высокий валовый доход отнюдь не гарантирует высокую чистую прибыль. Но и здесь произошли долгожданные перемены – звание самого прибыльного ритейлера Украины наконец-то перешло к АТБ. Ранее долгие годы лидером по чистой прибыли оставался Эпицентр. После нескольких лет глубоких убытков украинское подразделение немецкой группы Metro «вошло во вкус» и второй год подряд показывает солидную прибыль. Если, согласно отчетности, 2017-й оно закончило с убытком более 1,3 млрд грн, то в 2018-м – показало чистую прибыль в 467 млн грн. А за прошлый год сеть задекларировала 1,334 млрд грн прибыли, нарастив этот показатель на 90%.

В топ-5 самых прибыльных ритейлеров ворвался McDonalds Ukraine, вытеснив из лидирующей пятерки Novus и потеснив на 4-ю строчку Линию магазинов EVA. 2019-й однозначно стал прорывом для всеукраинской сети fast service, в том числе благодаря внедрению новых форматов и дополнительных услуг.

Эти же компании и лидируют по темпам роста чистой прибыли. Хотя тут стоит отметить очень достойный результат Фора – оборот увеличился за год на 2,72 млрд грн, а вот убытки в 170 млн грн по итогам 2018-го сменила прибыль в 30 млн за 2019-й.

К сожалению, у некоторых компаний сферы розничной торговли по итогам года дела обстоят не лучшим образом. Вторая по размеру сеть строительных супермаркетов Нова Лінія, так же принадлежащая Александру и Галине Герегам, закончила 2019-й с убытком 66 млн грн. За прошлый год падение этого ключевого финпоказателя составило 137,66 млн грн: компания из прибыли ушла в минуса. Но вряд ли это огорчает собственников: сейчас многие объекты Нова Лінія активно перестраиваются и перепрофилируются под торговые центры флагманской сети Эпицентр К.

Остальным торговым сетям даже резкое сокращение прибыли позволило все равно закончить год в плюсе, хотя падение продаж Eldorado и ЭКО маркет настораживает: возможно, ритейлерам по примеру коллег по рынку стоит задуматься о более активном обновлении своих магазинов.

Читайте также —

Рекорды и рекордсмены: топ-10 украинских продуктовых сетей по количеству магазинов и темпам открытий


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Компания Consulting for Retail и сеть продуктовых магазинов Фора начали партнерство в области управления торговым пространством

Компания Consulting for Retail и сеть продуктовых магазинов Фора начали партнерство в области управления торговым пространством

Компания Consulting for Retail, входящая в международную группу Atriny, и сеть продуктовых магазинов Фора, входящая в состав Fozzy Group,...
time icon  
  74
Все новости рынка