Бизнес с общей точкой зрения: как «Оптика 1st» смогла открыть более 140-ка магазинов за два года

Бизнес с общей точкой зрения: как «Оптика 1st» смогла открыть более 140-ка магазинов за два года

10.08.2021 08:15
  1128
Володимир Тиравський

«Оптика 1st» с помощью модели пассивной франшизы смогла построить разветвленную сеть, существенно увеличить выручку, привлечь более 100 инвесторов и начать экспансию в соседние страны.

Читайте українською

Объемы украинского рынка оптики, по оценке Proсonsulting, составили 6,5 млрд грн в 2020 году, а в 2021 году, по их прогнозам, он увеличится до 7,3 млрд грн. Цель Вадима Щичко, основателя сети «Оптика 1st», – нарастить долю своей компании на рынке до 10%, или вырости в 20 раз по сравнению с 2020 годом.

Forbes.ua в своем материале рассказал, как формировалась сеть этой оптики, почему родственники не всегда становятся надежными деловыми партнерами, как модель пассивной франшизы помогла развить этот бизнес в Украине и служить стимулом для выхода на зарубежные рынки. RAU предлагает самые интересные фрагменты данной публикации.

Своя рубашка ближе к телу

Вадиму Щичко было 29 лет, когда он открыл в Днепре первую точку по продаже очков. «Людям всегда нужна будет врачебная помощь», – объясняет он свою логику. На закупку товара и оборудования для диагностики предприниматель потратил около $40 000.

Акцент был сделан на сегменте недорогих очков и линз, в который еще не пришли сильные сетевые игроки, а рынок в основном составляет разрозненный ритейл, где продается много некачественного товара. Бизнес-модель предусматривала не только продажу очков, но и диагностику зрения. В каждом магазине оборудован кабинет, где принимает профессиональный офтальмолог. «Оптика 1st» со средним чеком около 2000 грн конкурирует в нише «средний минус».

Линзы для «Оптики 1st» закупались в Европе, а оправы изготовлены по индивидуальному заказу в Китае. «У нас своя комплектация, колеровка и дизайн, поскольку стандартные китайские оправы не подходят для славянских лиц», – объясняет Щичко.

Магазин начал приносить операционную прибыль через несколько месяцев работы. Чтобы увеличить количество точек, Щичко предложил войти в бизнес родственникам. Благодаря дополнительному финансированию за три года «Оптика 1st» открыла в Днепре еще шесть магазинов и офтальмологическую клинику.

Инвесторы были не очень довольны. «Некоторым показалось мало ежемесячных выплат из прибыли, и они потребовали дополнительный процент на капитал», – вспоминает Щичко. В 2019 году он перекредитовался и выкупил доли родственников за 10 млн грн. «По кредиту осталось выплатить 6 млн, – говорит Щичко. – Это был жесткий урок. Рассчитывать можно только на себя».

Мультипликационный эффект

Масштабировать бизнес Щичко решил с помощью классической франшизы с 5% роялти. Предприниматель встречался с потенциальными франчайзи, но дело не шло – мало кто хотел разбираться в тонкостях медицинского бизнеса. Он быстро охладел к идее, рассудив, что придется круглосуточно консультировать партнеров, разжевывая детали процессов.

Более перспективной оказалась модель пассивной франшизы. Сумма инвестиций в один магазин – $40 000. Основная часть расходов: аренда помещения, закупка оборудования, оргтехники, а также расходы на ремонтные работы и товарные запасы. Прогнозная окупаемость магазина – 2-2,5 года. Инвестор получает всю чистую прибыль до момента окупаемости, после она распределяется 50/50. «Моя задача как можно быстрее вывести магазин на окупаемость, чтобы вступить в долевое участие 50 на 50», – говорит Щичко. Пока таких магазинов нет.

Инвестор не участвует в операционном управлении. Этим централизованно занимается управляющая компания «Оптика 1st» в Днепре со штатом в 120 человек. На ее содержание уходит 5% оборота сети.

Первого франчайзи Щичко нашел через друзей. Точка открылась в августе 2019 года. За два года сеть разрослась до более 140 магазинов в 83-х городах. В 2020 году выручка сети составила 36 млн грн ($1,3 млн). За семь месяцев 2021 года она выросла втрое до 116 млн грн ($4,3 млн). В сети более 100 инвесторов, которые вложили в ее развитие, по оценке Щичко, около $7 млн. К открытию готовятся еще 37 точек. Одна из причин взрывного роста, по его мнению, – дефицит пассивных франшиз в сегменте до $50 000.

Основатель IT-компании Netpeak Group Артем Бородатюк инвестировал $200 000 в пять «Оптик 1st». Каждая приносит ему в среднем $1500 в месяц. «У меня получается доходность 3%, а иногда 4% в месяц. Это очень высокий показатель рентабельности инвестиций, – говорит он. – В недвижимости хорошим процентом можно назвать 1-1,5%». После того, как инвестиция окупится, Бородатюк рассчитывает на доходность в 1,5% в месяц. «Если наладить маркетинг и онлайн-продажи, можно получать больше», – говорит он.

Для бизнесмена из Ровенской области Александра Грицеевича «Оптика 1st» развивает восемь магазинов на юго-востоке Украины. Сумма инвестиций – $320 000. Оправдались ли ожидания? «В июле 2020 года мы открыли точку в Кривом Роге, и с первого месяца она вышла в плюс», – говорит он. Финансовые показатели Грицеевич не раскрывает, но уверен, что окупит инвестиции быстрее, чем за 2,5 года.

Инвестиции в «страну торговых центров»

Кроме Днепра, Щичко открыл офтальмологические клиники в Кривом Роге и Киеве. С 2022 года планирует масштабировать их по уже опробованной схеме и надеется, что оптики будут генерировать поток клиентов для клиник.

В сентябре 2021 года, Щичко открывает первую оптику и мастерскую по ремонту очков в Варшаве. Бизнесмен инвестирует в проект $70 000. Ставку делает на спальные районы, где мало развит уличный ритейл.

По его словам, Польша – это страна торговых центров: люди привыкли все покупать там. «Но как показал карантин, многие люди не хотят ездить в торговые центры, им удобнее спуститься в магазин», – говорит он.

В этом году сети, которые продают диоптрические очки, контактные линзы и сопутствующие товары впервые участвуют в конкурсе «Ритейлер года» в рамках ежегодной премии RAU AWARDS. Проголосовать за своих фаворитов конкурса можно до 21 августа по ссылке

Читайте также —

Кейс Люксоптика: как удалось успешно пережить локдаун-2020


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка