Cushman & Wakefield: рынок торговой недвижимости Украины уверенно восстанавливается
В агентстве коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield Ukraine отмечают рост спроса на качественные площади в первой половине 2021 года и спрогнозировали его будущее развитие.
Руководитель департамента агентских и консультационных услуг в сфере торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Ukraine Катерина Весна представила обзор рынка торговой недвижимости Украины в первом полугодии 2021 года. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
Рост после кризиса
Еще в начале 2021 года, из-за непредсказуемости количества локдаунов и их возможной продолжительности, рынок торговой недвижимости пребывал в состоянии неопределенности. Однако уже после возобновления работы ТРЦ произошел всплеск посещаемости и рост товарооборота за счет реализации отложенного спроса. Поэтому, начиная с мая, арендаторы снова стали строить планы по развитию своего бизнеса.
Однако общее предложение новых площадей изменилось незначительно. Во время пандемии сроки сдачи ряда объектов, заявленных к открытию в 2020-м, перенесли на более поздний период 2021-22 годов. Поэтому интерес арендаторов был сформирован имеющимся предложением.
Например, в Киеве новое предложение во втором квартале 2021 составило 5692 кв. м, незначительно увеличив общий объем рынка торговой недвижимости столицы до 2,1 млн кв. м. Для сравнения: в 2019-м было сдано 183 000 кв. м, а в 2020-м — 86 300 кв. м новых площадей.
Вакантность и арендные ставки
Поэтому в столице, например, наблюдается устойчивый тренд к поглощению свободных торговых площадей — уже два года подряд уровень вакантности уверенно уменьшается. Даже открытие ТРЦ Retroville в 2020 году не привело к росту уровня вакантности.
Важно отметить, что существующую вакантность в Киеве на уровне 7,1% формируют свободные площади в мегамоллах. А также площади, которые освободились в некоторых центральных проектах ТЦ и ТРЦ, в объектах первого и второго поколения, которые расположены в зонах с высоким уровнем конкуренции.
Максимальные арендные ставки для торговых площадей 100-200 кв. м снизились и составляют $70-85 кв. м / месяц для лучших помещений в лучших торговых центрах, и $55-60 кв. м / месяц для лучших помещений вдоль центральных торговых улиц. Причем если для ТРЦ верхний предел сократился всего на $5, то для стрит ритейла потери оказались выше – на уровне 30-35$. Однако для премиальных объектов столицы ставка доходности упала незначительно, до 12,25%.
Перспективное развитие
Киев, несмотря на самый высокий уровень насыщенности торговыми площадями (557 кв. м площадей на 1000 жителей), остается самым перспективным городом по части роста этого показателя. Так, до конца 2023 года он может вырасти до 713 кв. м на 1000 жителей.
Так, в только 2021 году в Киеве запланировано открытие ТРЦ Respublika Park (GLA 135 000 кв. м), вторая фаза ТРЦ Blockbuster Mall (GLA 50 000 кв. м), ТРЦ ХИТ Mall (GLA 9600 кв. м).
В регионах Украины в 2021 году планируется открытие второй фазы ТРЦ Остров (GLA 18 000 кв. м) в Одессе и ТЦ Community centre L2 (GLA 8141 кв. м) в Житомире.
В частности, в Одессе ожидается рост насыщенности площадей до 485 кв. м на 1000 жителей. Этот город на втором месте после Киева. Небольшой рост ожидается в Харькове и Львове, чего не скажешь о Днепре и Запорожье.
В то же время эксперты отмечают тенденцию к расширению и реконструкции ТРЦ в регионах и развитие проектов районного значения, форматов торговли возле дома и сокращение форматов гипермаркетов.
Без хлеба и зрелищ
Что касается развлекательного сегмента, то он еще не вышел из кризиса — показатели посещаемости остаются намного ниже, чем в 2019 году, и подобные заведения все еще имеют наибольший риск длительного закрытия во время будущих вспышек заболеваемости COVID-19.
У рестораторов схожая ситуация, лишь с тем отличием, что спрос со стороны потребителей все-таки улучшился, хотя и не достиг докризисного уровня. Тем не менее, развиваются в основном сети, у которых есть форматы работы «на вынос» и доставку.
В то же время активное строительство жилья усилило спрос на товары для уюта и дома и, как ожидается, эта тенденция будет сохраняться и в последующие годы, а количество операторов или форматов продолжит увеличиваться. Эти же факторы, а также активное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни создают благоприятные предпосылки для развития магазинов электроники и техники для дома
Важно также отметить тренд по увеличению количества людей, которые занимаются спортом. Сохраняющая актуальность этой тенденции также позитивно сказывается на торговле товарами для спорта, активного отдыха и туризма.
Для всех ритейлеров важно продолжать укрепление и развитие модели омниканальности продаж.
Читайте также –
https://rau.ua/ru/news/torgovaya-neruhomosti-harkova/