Урок экономии: зачем Rozetka заменяет традиционные кассовые аппараты на цифровые
Использование программных комплексов вместо аппаратных позволяет существенно снизить затраты на обустройство торговой точки и ускорить ее запуск и обслуживание клиентов. Доказано компанией Rozetka.
Начиная с августа 2020 года украинскому бизнесу разрешили использовать программные регистраторы расчетных операций (ПРРО). С тех пор Rozetka начала выдавать электронные чеки при продаже товаров онлайн. Но впоследствии и обычные магазины перешли на цифровые кассы.
Зачем сеть заменяет железные кассовые аппараты на программные, и как происходили изменения, рассказал Иван Краевский, руководитель направления развития системы управления розничной сетью Rozetka.
Почему начали подключать ПРРО
Сначала электронные чеки начали выдавать покупателям интернет-магазина при оплате покупок картой на сайте. Уже в первый месяц работы с ПРРО мы ежедневно регистрировали в среднем 10 000 чеков. Сейчас общий объем выданных онлайн е-чеков составляет более 2 млн. Клиенты могут видеть фискальный чек в своем личном кабинете на сайте.
В розничной сети внедрять ПРРО стали в начале марта 2021 года. Теперь в 28 городах Украины в точках продаж Rozetka работают 140 цифровых касс, которые выдали покупателям более 440 000 чеков.
В новых магазинах мы сразу устанавливаем программные РРО, а в тех, что уже работали ранее — постепенно заменяем «железные» аппараты на программные. Сейчас Rozetka активно развивает розничную сеть. Планируем ежемесячно открывать 10-12 новых магазинов. И это стало одним из основных драйверов перехода на программные РРО. Ведь они значительно дешевле традиционных кассовых аппаратов. Чтобы установить обычную кассу в одном магазине, нужно потратить не менее 8000 грн на ее покупку и затем ежемесячно в среднем 200-300 грн на обслуживание. Десять касс — это уже десятки тысяч гривен. Поэтому мы существенно экономим, не покупая кассовые аппараты. При работе с программными кассами платим за каждый выданный чек.
К тому же, при открытии новых магазинов все должно происходить оперативно. А цифровые кассы подключить и начать использовать можно гораздо быстрее традиционных.
Как настраивали работу
Процесс настройки ПРРО в сети магазинов Rozetka занял примерно 2-3 недели. Необходимо было интегрировать цифровую кассу в уже имеющиеся алгоритмы работы кассиров. Она должна максимально повторять все возможности, которые были и в аппаратных РРО. Те же кнопки, такой же интерфейс. Ведь магазинов много, и сложно быстро всех переучить. Поэтому одной из целей было лишить работников дискомфорта.
Такой подход позволил максимально плавно запустить продукт с последующим масштабированием. Мы не тратим дополнительное время на обучение сотрудников и обновления инструкций или форм. Некоторые кассиры даже не заметили, что теперь работают не с аппаратной кассой.
Но оказалось, что клиенты не готовы к электронному варианту фискального чека. Все привыкли, что при покупке дают бумажку. Поэтому пришлось выделить деньги на закупку термопринтеров для установки на кассовых местах. И пока по умолчанию в магазинах мы всегда выдаем клиенту бумажную копию фискального чека.
Чтобы передать клиенту электронный чек, мы должны его идентифицировать. По меньшей мере записать номер телефона для отправки sms со ссылкой на чек. Поскольку в наших магазинах можно купить товар с витрины, то на это понадобится дополнительное время. А мы стараемся обслуживать покупателей как можно скорее. Поэтому сейчас сосредоточились на переводе всей сети на программные РРО, чтобы дальше стандартизировать процесс. И, возможно, на втором этапе проекта уже будем развивать культуру «без бумаги» в Украине, чтобы наши клиенты не требовали печать чеков, и делать это только по запросу.
Полученный результат
Кроме существенного сокращения расходов на открытие новых точек продаж, мы повысили скорость печати чеков. Программный РРО позволяет выдавать чеки покупателям гораздо быстрее, чем аппаратный. Это особенно важно в периоды высокого сезона: Черная пятница, Новый год и др. Нам надо быстро обслуживать клиентов на экспресс-кассах — каждая секунда является ценной.
Выгоды при открытии новых магазинов очевидны. Но зачем заменять обычные кассы, которые уже работали? Программные РРО значительно надежнее и удобнее в пользовании, чем аппаратные. Например, раньше для контроля работы аппарата кассир фотографировал отчеты и направлял их в бухгалтерию. Сейчас всю эту информацию можно получить дистанционно, в любой момент, в кабинете «Вчасно.Каса» (это ПРРО, с которым мы работаем).
А еще цифровые кассы спасают в форс-мажорных ситуациях. У нас была возможность в этом убедиться при открытии нового магазина в Киеве. Или от транспортировки или от старости, но аппарат, который привезли для начала работы в новой локации, сломался. И как его починить, никто не знал. А магазин надо открывать. В течение часа мы зарегистрировали программную кассу и запустили торговлю сразу же на ней, не подключая уже кассовый аппарат. И такие случаи с «железками» могут случаться часто. Например, отключили свет, кассир случайно задел ногой провод — и касса не работает. Или забыли закрыть смену, все мы люди. Цифровая касса спасает в таких случаях, ведь ею можно управлять дистанционно. И все действия провести удаленно с другой локации. Поэтому наша конечная цель — полностью отказаться от железных кассовых аппаратов в пользу программных.
Читайте также —
Топ-10 трендов, которые будут влиять на продуктовый ритейл в 2021 году – исследование McKinsey