Торговая недвижимость Москвы теряет цену
На рынке торговой недвижимости Москвы началось постепенное снижение ставок аренды на не самые ликвидные помещения, как отмечают эксперты консалтинговой компании DNA Realty.
Изменение ставок аренды объектов в сторону снижения коснулось прежде всего тех помещений, которые экспонируются на рынке и стоят пустыми уже более трех-шести месяцев, а арендаторы на них так и не находятся.
Максимальное снижение ставки аренды составило 23% на торговое помещение в самом центре Москвы, где цена упала с 1 млн рублей в месяц до 770 тысяч рублей, а минимальное — 4% на объект в спальном районе. Там помещение подешевело с 250 до 240 тысяч рублей в месяц. По словам Антона Белых, многие собственники также пытаются завуалировать снижение ставок аренды изменением валюты договора: «Например, несколько наших партнеров сообщили, что ставки на их помещения теперь зафиксированы в рублях, но пересчет был произведен по курсу 35-36 рублей за доллар, что также по сути является снижением ставки. А некоторые собственники, которым очень срочно необходимо сдать помещения, не только перевели ставки в рубли, но еще и снизили их». Другие владельцы недвижимости готовы предоставлять своим арендаторам существенные скидки на первые год-два аренды, чтобы потом, когда рынок начнет выходить из кризиса, иметь возможность поднять цены, но не терять деньги сейчас на простое помещений.
Снижается не только цена экспонирования, но и стоимость реальных сделок в процессе переговоров. Так, например, месяц назад DNA Realty сопровождала сделку по сдаче в аренду торгового помещения площадью около 100 кв. метров на выходе из метро, где в процессе переговоров ставка была снижена с 3 до 2,5 тысяч долл. за кв. метр в год, а договор подписан в рублях по курсу на момент заключения сделки. «Сейчас у нас также идут переговоры еще по четырем помещениям, где собственники уже согласились на снижение ставки аренды на 10-15% от заявленной, но арендаторы пытаются выторговать для себя еще более комфортные условия по арендным каникулам, депозиту, индексации и т.д.», – рассказывает Антон Белых. Хотя еще пару месяцев назад эти собственники вовсе не рассматривали для себя возможность даже минимального снижения ставки аренды.
По мнению экспертов DNA Realty, основная причина снижения ставок состоит в том, что на рынке осталось не слишком много активных арендаторов, а те, которые продолжают искать новые помещения, не готовы рассматривать переоцененные объекты.
Так, например, с рынка аренды новых площадей ушли почти все розничные банки, которые либо лишились лицензии, либо приостановили развитие. Сокращают планы по экспансии ресторанные сети, магазины обуви, одежды и другие операторы, ощутившие отток клиентов и снижение уровня продаж. «Именно поэтому сейчас есть сложности со сдачей даже ликвидных небольших помещений у метро, не говоря уже про менее востребованные объекты в спальных районах или на магистралях», – резюмирует г-н Белых. По его словам, пока ставки начали снижать только самые разумные собственники, понимающие, что лучше сдать дешевле, но получать гарантированный финансовый поток, чем оставаться с пустым помещением и терять деньги.
Источник: ShopAndMall.Ru