Убийство выходного дня: как ритейл пережил очередные карантинные инициативы правительства
Несмотря на потери, вызванные слабо объяснимым решением Кабмина ввести «карантин выходного дня», большинство предпринимателей надеется наверстать упущенное в период новогодних праздников и перед возможным очередным полным локдауном
С субботы, 14 ноября 2020 года, Кабмин ввел в Украине «карантин выходного дня». Несмотря на массовые протесты бизнеса, в том числе под зданием правительства, а также неприкрытое игнорирование новых ограничений местными властями в некоторых городах, большинство предприятий сфер торговли и услуг были закрыты. Напомним, что по мнению украинского правительства наиболее опасными зонами распространения вируса по выходным были: кинотеатры, непродовольственные магазины, ТРЦ и рестораны. К счастью, эти запреты продержались недолго, до конца ноября. RAU выяснила, как карантин выходного дня отразился на работе основных отраслей ритейла и есть ли шансы хоть как-то «отбить» потери до конца года.
Торговые центры продлили часы работы
Как и во время полного весеннего локдауна, одними из первых пострадали торговые центры и их арендаторы: выходные дни обеспечивают львиную долю выручки таких операторов. Как отмечают в управляющей компании ТРЦ Forum Lviv, ограничение работы в выходные дни снизило показатели работы арендаторов в целом за месяц. Больше всех ожидаемо потеряли операторы развлекательного сегмента и общепита. Несколько исправить ситуацию помогло продление работы ТРЦ в будние дни и проведение кампании «Пять дней мега скидок» 23-27 ноября.
Уже в первые выходные после отмены запрета стала четко видна тенденция по улучшению трафика и выручки арендаторов, а также увеличился средний чек по сравнению с прошлым годом.
«Декабрь — ключевой месяц в ритейле, особенно для Львова», — говорят в ТРЦ Forum Lviv. Поэтому прилагают максимум усилий, чтобы создать безопасные условия для шопинга, а также праздничной атмосферы в ТРЦ.
Один из ведущих девелоперов торговых центров в Украине – компания Arricano (ТРЦ РайON (Киев), Проспект (Киев), ТРК Солнечная Галерея (Кривой Рог), ТРК City Mall (Запорожье) — зафиксировала изменение покупательского поведения после введения карантина выходного дня. Так, Елена Обухивская, директор по коммуникациям Arricano, отметила перераспределение трафика и кластера покупок с выходных на будни. Правда, о точных итоговых показателях можно будет говорить позже на основе финальных данных от ритейлеров. На увеличение трафика и числа покупок в будни, по ее словам, повлияли как увеличение часов работы ТРЦ, так и дополнительная онлайн-коммуникация, розыгрыш подарков по чекам и прочие маркетинговые активности.
Эти маркетинговые инструменты особенно важны в декабре. Ведь это высокий потребительский сезон, когда существует целый ряд мотивов совершить покупку: обновить зимнюю одежду и обувь, купить одежду к празднику, подарки, обновить и украсить помещения к Новому году и т.п.
К сожалению, продажи могли быть и выше. По словам Владимира Гончарова, заместителя гендиректора, директора по розничной торговле компании Эпицентр К, из-за запретов торговать в выходные торговым центрам не удалось в полной мере конвертировать своих клиентов в реальных покупателей даже во время Черной пятницы.
«Этой осенью из-за введения «карантина выходного дня» в период действия Черной пятницы продажи в торговых центрах сети Эпицентр снизились на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года», — отмечает Владимир Гончаров.
Наибольший удар офлайн-ритейлу нанес запрет работать в выходные сразу после Черной пятницы. Ведь именно на это время украинские потребители традиционно планируют покупки подарков к Новому году.
Остановка торговли в период наибольшего потребительского спроса значительно снизила покупательную активность населения и также больно ударила по поставщикам. Некоторые из них уже заявили о вынужденном сокращении или даже свертывании производства из-за финансовых проблем, связанных с отсутствием каналов сбыта товаров.
Рестораны и кинотеатры надеются на новогоднее чудо
Как показали первые выходные без локдауна: не все кафе и рестораны восстановились. Оборот кафе и ресторанов составляет лишь 93% от тех, что были до введения запрета. Об этом сообщает ЭП, ссылаясь на данные сервиса автоматизации ресторанов Poster. Из-за карантина выходного дня кафе и рестораны потеряли в среднем 11% от недельного оборота. Если же считать потери исключительно за выходные, то эта цифра достигает 27%.
«Все время возникает ощущение, что нашу индустрию гостеприимства и развлечений решили принести в жертву. Или проще: просто не берут в расчет, не считают, сколько она дает налогов и создаем рабочих мест. Будто миллион человек – это статистическая погрешность», — написал на своей странице в Facebook Дмитрий Борисов, основатель одноименной сети ресторанов.
По его информации, выручка в выходные – это 60-70% всей выручки для ресторанов. Тем не менее, несмотря на потери, его заведения продолжают работать, а менеджмент усиленно изучает основы логистики и IT. На этот раз правила 1 euro delivery такие: любая доставка стоит 50 гривен. Плюс немного ограничили зоны доставки своими силами в Киеве. Чтобы ускорить доставку, готовы подвозить блюда на такси.
Не менее сложная ситуация и в сфере кинопроката, который страдает не только от локдауна, но и от переноса мировых премьер на 2021 год. Впрочем, и здесь пока обошлось без громких закрытий, хотя по словам представителей отрасли, кинотеатры до 80% дохода получают именно в выходные.
Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров Планета кино, который ранее предполагал, что через неделю работы по будням придется закрыть все кинотеатры и уволить 500 сотрудников теперь демонстрирует гораздо больше оптимизма.
Так, на своей странице в Facebook он написал следующее:
«Последние месяцы много ною и плачусь в публикациях. Сегодня хочу написать о хорошем.
- На этих выходных было довольно много посетителей (больше, чем я ожидал). Мы все хорошо разнесли новость о завершении карантина выходного дня. Спасибо всем за поддержку!
- Работаем полный декабрь, без локдауна.
- С 16 декабря нам дают фильм Чудо-женщина. Это новый фильм 2020 года. Он очень ожидаемый и за две недели декабря мы сможем немного заработать перед локдауном, который прогнозируют в январе.
Мы также продлевали действие всех карантинных сертификатов до конца 2020-го, используйте их, пожалуйста. Подарите друзьям, сотрудникам, если у вас не получается сходить в кинотеатр».
Также он высказался о планируемом локдауне, считая, что общественный транспорт, школы, вузы — это основные источники распространения вируса. В первые две недели января это все будет закрыто и общественным транспортом будут пользоваться намного меньше, потому что многие будут в отпусках. Это и так будет естественный «локдаун». Поэтому вместо закрытия лучше дать бизнесу возможность заработать. Ведь для магазинов, ТРЦ, салонов и ресторанов, кинотеатров последняя неделя декабря и первые две недели января — самый пик сезона.
Не только красота требует жертв
Результаты работы магазинов, торгующих предметами для красоты и ухода за телом, также оказались неоднозначными. Например, по словам Елены Сургай, заместителя директора компании, бренд-менеджера LUSH в Украине, за ноябрь 2020-го количество посетителей уменьшилось на 50%. Продажи уменьшились на 35-50% в зависимости от локации.
Попытка большинства ТРЦ продлить время работы до 23:00 была неуспешной. Плохие погодные условия ноября, а также текущие заботы покупателей (работа, дети) не мотивировали идти на шоппинг в будний день до 23:00. А для ритейлеров проблемой и дополнительными затратами обернулась организация логистики сотрудников домой после 23:00. Очевидно, что дополнительные 10 чеков по всей сети (14 магазинов) не могли компенсировать дополнительные расходы на оплату персонала. Поэтому надежды на отыгрыш ситуации до конца года практически нет.
«Учитывая ограничение на вход посетителей в магазин на 1 чел/10 кв. м, падение доходов населения в течении 2020 года, боязни заразиться Covid-19 в предновогодних очередях, мы ожидаем падение продаж в декабре 2020 по сравнению с 2019 годом», — отмечает Елена Сургай.
В то же время продажи онлайн-магазина выросли в течение 2020 года в два раза, но этого далеко недостаточно для компенсации упущенных офлайн продаж 14-ти магазинов.
Падение продаж из-за того, что в ноябре было на шесть торговых дней меньше, отмечают и в сети магазинов Brocard. Хотя для клиентов продление часов работы ТРЦ до 23.00 и даже до 00.00 часов, позволило избежать толпы и комфортно осуществить покупки.
Негатив выходного дня
По другим группам товаров картина примерно схожая. К примеру, как рассказал Иван Чивкин, директор по операциям и развитию сети магазинов Антошка, в период карантина выходного дня было закрыто 5 магазинов из 41-го. В остальных 36-ти торговых точках временно была закрыта большая часть торговой площади (на 90%), а на оставшейся территории магазинов предоставляли сервис клиентам. «За этот период продажи были ниже в 2-3 раза от обычных выходных, когда не было ограничений. Соответственно трафик так же просел в разы», — резюмировал Иван Чивкин.
При этом почти все магазины изменили время работы (начали открываться раньше и/или позже закрываться). Что помогло лишь частично, так как многие клиенты не могли закупиться до работы или после нее в будний день.
«Во время планирования продаж на декабрь мы учли отложенный спрос, который явно был. Надеемся, что наши ожидания оправдаются и до конца года удастся наверстать упущенное. В период действия карантина выходного дня мы не наблюдали всплеск продаж в онлайн (исключение период Черной пятницы)», – рассказал топ-менеджер.
Как сообщили RAU в группе компаний АЛЛО, карантин выходного дня ухудшил результаты работы и этого бизнеса. За первые выходные локдауна выходного дня компания потеряла более 20% недельного объема продаж. «Компенсировать потери было бы можно, если бы были внедрены равные условия для всего рынка. Но к нам не прислушались и наши претензии по торговле товарами нашей категории в других магазинах, формата cash & carry, не были рассмотрены», — сетуют в торговой сети АЛЛО.
Поэтому было решено сконцентрироваться на онлайн-продажах, и, судя по динамике перетекание офлайна в онлайн, это было единственно верное решение. Удастся ли вернуть упущенное, станет ясно после того, как будут подведены итоги декабря. Но такие планы у компании есть.
Оптимизм внушает фантастический рост онлайн-продаж. Благодаря нему АЛЛО удалось смягчить последствия локдауна выходного дня.
О непродуманности решения правительства говорит и Андрей Пионтковский, основатель и директор Cherry Berry Ukraine: «С моей точки зрения, карантин выходного дня был малоэффективным с эпидемиологической точки зрения, но при этом существенно ударил по розничной торговле. В сети Cherry Berry выходные обеспечивали до 50% недельных продаж. И хотя после введения ограничений мы наблюдали рост трафика в торговых центрах в будние дни (в пределах 10%), этот рост не мог нивелировать потерю выходных. Поэтому в целом во время действия карантина выходного дня продажи торговой сети снизились на 35-40%».
Еще одним негативным последствием карантина выходного дня, по его словам, стал рост доли списаний товара. Компания торгует сладостями и фруктами, которые засыхают и увядают. В результате объем списанного товара вырос примерно на треть. Разумеется, все это крайне негативно отразилось на бизнесе: выросла задолженность перед поставщиками, арендодателями и сотрудниками.
«В данной ситуации от нас мало что зависело. Единственное решение, которое могло улучшить ситуацию – продление времени работы в будние дни. Однако эффективность этого решения оказалась недостаточной. По нашим расчетам, дополнительные часы работы давали нам всего около 4% продаж», – говорит Андрей Пионтковский.
Декабрь – традиционно главный сезон продаж в сети Cherry Berry. При этом самый пик приходится на последнюю неделю года. Поэтому в компании очень надеются, что правительство не будет вводить локдаун до конца текущего года.
«Конечно, мы надеемся на лучшее, но реально понимаем, что даже в отсутствие карантина посещаемость торговых центров упала. К примеру, в первые выходные после снятия карантина продажи были примерно на 30% меньше, по сравнению с докарантинными выходными. Ближе к Новому году мы прогнозируем некоторое улучшение ситуации. Однако по нашим прогнозам, нынешний декабрь по продажам будет все равно хуже прошлогоднего – примерно на 25%», — резюмирует Андрей Пионтковский.
Читайте также –