Топ-15 самых доходных торговых сетей Украины по версии Forbes

Топ-15 самых доходных торговых сетей Украины по версии Forbes

06.10.2020 07:45
  22810
rau

Украинская редакция Forbes опубликовала рейтинг 100 крупнейших частных предприятий страны по объемам выручки. В первую пятерку попали АТБ и Fozzy Group, а всего в списке 15 компаний сферы розничной торговли.

Читайте українською

Издание Forbes Ukraine в своем октябрьском номере представило рейтинг ста самых крупных украинских компаний по размеру выторга. Среди них есть 15 компаний сферы розничной торговли, e-commerce и ресторанного ритейла.

Согласно расчетам редакции, совокупная выручка всех участников рейтинга составляет 2,15 трлн грн. Что равняется примерно двухмесячному объему продаж Walmart.

Впрочем, отечественный ритейл также активно развивается. Доказательство чему – вхождение в первую пятерку компаний АТБ и Fozzy Group, а крупнейшая сеть магазинов формата DIY – Эпицентр К – вошла в первую десятку. Причем, в отличие от компаний металлургии и ТЭК, ритейлеры в большинстве своем наращивают обороты.

ТОП-15 крупнейших ритейлеров по версии Forbes Ukraine

Место Место в топ-100 Forbes Название Выторг Годовой прирост выторга Финансовый результат Руководитель Количество работников
1 2 АТБ 104,9 млрд грн 22% +4,4 млрд грн Борис Марков 49259
2 4 Fozzy Group 78,2 млрд грн 18% -5 млн грн Владимир Костельман 55000
3 10 Эпицентр К 45,7 млрд грн 10% +3,7 млрд грн Петр Михайлишин 25325
4 29 Metro Cash&Carry 19,8 млрд грн 14% +1,3 млрд грн Тино Цайске 3200
5 38 Ашан 14,2 млрд грн -8% -563 млн грн Виктория Луценко 6174
6 41 Comfy 13,6 млрд грн 12% +15 млн грн Игорь Хижняк 3267
7 44 Фокстрот 13,1 млрд грн 7% +274 млн грн Алексей Зозуля 4623
8 47 Eva 12,9 млрд грн 28% +375 млн грн Алексей Шищук 10420
9 53 Rozetka 12,2 млрд грн 43% +38 млн грн Роман Кошель 4000
10 56 Varus 11,3 млрд грн 7% +31 млн грн Владимир Безуглый 6835
11 57 Велмарт 11,1 млрд грн 20% +2 млн грн Игорь Душко 6279
12 58 Novus 11,0 млрд грн 20% +198 млн грн Марк Петкевич 5108
13 62 Eldorado 9,7 млрд грн -1% +30 млн грн Вера Витинская 5000
14 80 McDonald’s 7,8 млрд грн 22% +946 млн грн Юлия Бадритдинова 8591
15 84 Таврия В 7,5 млрд грн 9% +64 млн грн Сергей Карпухин 3922

АТБ-Маркет

Выручка: 104,9 млрд грн

С 2002 года сеть начинала работу как жесткий дискаунтер с небольшим ассортиментом. Постепенно расширяла ассортимент, а с 2018 года компания растет не только за счет географической экспансии, но и меняя формат магазинов. Доля новых «черных» АТБ уже составляет 1\3 из 1137 магазинов. Здесь, в частности, представлены нетипичные для дискаунтера товары ценовой категории «средний плюс».

Среди других отличий также стоит отметить расширенный ассортимент, быстроту обслуживания (стандарт считывания штрихкода на кассе не больше двух секунд), наличие касс самообслуживания, увеличенные витрины и полки.

Новый формат не только делает магазины удобнее, но и позволяет снижать операционные расходы в торговых залах.

Fozzy Group

Выручка: 78,2 млрд грн

В Сільпо – флагманской сети Fozzy Group — следуют маркетинговой концепции «близости к клиенту». Здесь покупателей именуют гостями и поздравляют на кассе с днем рождения. Фишка последних пяти лет – дизайнерские супермаркеты, создающие неповторимую атмосферу. На достижение той же цели работают и рестораны в торговых залах. Их Сільпо открыл первым из ритейлеров.

58 из 264-х супермаркетов сети оборудованы кассами самообслуживания, а летом этого года запустили проект «Вільнокаса». Теперь покупатели могут просканировать товары телефоном и предъявить на кассе QR-код. Новое оборудование установлено уже и в сети дискаунтеров Фора: из 253-х магазинов автоматизированные кассы работают в 33-х.

Из-за карантина Сільпо вышел в онлайн раньше графика, запустив сайт за две недели. В отличие от конкурентов, которые сотрудничают с агрегаторами, товары из Сільпо доставляет собственная курьерская служба. Сеть будет открывать новые магазины и в офлайн: в мае 2020 года компания получила $60 млн от ЕБРР.

Эпицентр К

Выручка: 45,7 млрд грн

В последнее время Эпицентр наращивает присутствие в интернете. По данным ритейлера, в августе 2020-го трафик интернет-магазина epicentrk.ua вырос на 75% к тому же месяцу 2019 года. Количество чеков выросло на 95%.

По данным SimilarWeb, количество уникальных пользователей интернет-магазина в августе составило 8,2 млн человек. На сайте представлен примерно 1 млн товаров.

Ритейлер обновил центры выдачи заказов, оборудовав их детскими комнатами и кафе. Трафик увеличило и мобильное приложение для онлайн-покупок, запущенное в мае. В 2019 году Эпицентр инвестировал 500 млн грн в два фулфилмент-центра для обслуживания как торговых центров, так и онлайн-торговли. В 2020-м компания планирует открыть еще один такой центр.

Metro Cash&Carry

Выручка: 19,8 млрд грн

Metro Cash&Carry меняет формат, превращаясь из гипермаркета для мелких предпринимателей в магазин для всех. В том числе при помощи цифровых технологий. Так, сначала Viber-бот заменил бумажные каталоги, в 2019-м ритейлер запустил мобильное приложение, которое к концу лета 2020 года скачали 312 000 человек. Через это приложение, а также при помощи специального устройства в торговом зале одного из 23-х гипермаркетов сети можно получить электронную карту для допуска в зал. Она заменяет теперь прежние бумажные карты.

Ашан

Выручка: 14,2 млрд грн

Ашан также быстро диджитализируется. Одна из последних новаций – размещение товаров на ценовом агрегаторе Hotline, у которого 30 млн просмотров в день. Ашан также запустил виртуальную «примерочную» косметики своей торговой марки Cosmia.

Comfy

Выручка: 13,6 млрд грн

Comfy – это ритейлер №1 в сегменте электроники и бытовой техники. Борьба за кошельки потребителей переросла в борьбу креативщиков. В сотрудничестве со студией Banda сеть популяризировала ироничную рекламу, которую разобрали на мемы.

Но соревнование в креативности не решает ключевой проблемы – сокращения роста. По оценке GfK, в 2019 году продажи бытовой электроники выросли на 5% против 25% годом ранее.

фокстрот юбилей

Фокстрот

Выручка: 13,1 млрд грн

Ритейлер бытовой техники и электроники работает на рынке свыше четверти века (с 1994 года). Начиналось все с оптовой торговли, а в 1997 году открылись два розничных магазина — в Киеве и Харькове.

В настоящее время это крупнейший продавец бытовой техники и электроники по количеству магазинов. Магазины сети присутствуют в 90 городах Украины. Ассортимент на полках 163-х торговых точек насчитывает 25 000 наименований. Впрочем, торговля техникой – не единственный бизнес Геннадия Выходцева и Валерия Маковецкого. Они также владеют сетью ТЦ DEPO’t, магазинами часов и акссесуаров Секунда, и инвестируют в возобновляемую энергетику.

кейс eva

EVA

Выручка: 12,9 млрд грн

В сети Eva свыше 1000 магазинов, и это крупнейший игрок на рынке drogerie в Украине. В феврале 2020-го ритейлер начал экспортировать косметическую продукцию под собственными ТМ в Беларусь, Армению и Грузию. Позднее к этому списку добавилась Литва. Из 43-х марок, которые развивает компания, на внешние рынки поставляется семь.

СТМ – важный элемент бизнес-модели Eva, так как на его долю приходится больше трети ассортимента. Ключевые из них – декоративная косметика, колготки, средства женской гигиены.

От конкурентов Eva отличает активное продвижение онлайн. В прошлом году компания потратила на развитие сети, логистику и e-commerce 400 млн грн. Собственники ритейлера Руслан Шостак и Валерий Киптык развивают еще одну сеть магазинов – продуктовые супермаркеты Varus.

Rozetka

Выручка: 12,2 млрд грн

Бизнесу Rozetka, по признанию владельца, Владислава Чечеткина, помог карантин. За два квартала 2020-го компания выручила больше 11 млрд грн, что всего на 10% меньше, чем за весь 2019 год. Ожидается, что до конца этого года Rozetka обгонит по выручке крупнейших торговцев электроникой Фокстрот и Comfy.

Сайт Rozetka в августе 2020 года был пятым по популярности в Украине с его 41 млн посетителей. Но на горизонте уже появился новый соперник – перезапущенный в декабре 2019 года онлайн-магазин Эпицентр К. Он набирает по 7 млн визитов в месяц, обеспечивая 10% оборота сети.

Varus

Выручка: 11,3 млрд грн

Сейчас сеть насчитывает 95 продуктовых супермаркетов в 25-ти городах. По этому показателю компания входит в десятку крупнейших сетей Украины.

Летом 2020 года ритейлер открыл в киевском регионе четыре супермаркета нового формата To Go. Это небольшие торговые залы, где представлен ограниченный ассортимент товаров, значительная часть которых – готовые блюда.

В 2019 году сеть запустила программу диджитализации. Благодаря платформе Corezoid чеки в магазинах выводятся онлайн, а карта лояльности интегрирована в Viber.

Велмарт

Выручка: 11,1 млрд грн

В ноябре 2019 года ритейлер первым среди крупных ритейлеров запустил в Украине услугу оплаты товара Face Pay в 11-ти супермаркетах Велика Кишеня и ВК экспресс. Всего у ритейлера 50 магазинов в 16-ти городах Украины. За пределами торговых залов Роман Лунин решает проблемы с долгами. В 2018 году его холдинг через подконтрольную фирму «Маркет-Сервис» выкупил права требования по шести кредитам торговой сети Велика Кишеня в банках Форум, Киевская Русь и Дельта-банка. В процессе торгов цена лота упала на 72%, с 682 млн грн до 190 млн грн.

Novus

Выручка: 11 млрд грн

В начале сентября стало известно о крупнейшей сделке 2020 года на рынке ритейла. Собственник Novus компания Consult Trade House UAB покупает у немецкого кооператива Rewe International AG украинскую часть сети Billa. После одобрения сделки Антимонопольным комитетом сеть магазинов Novus, которая ныне состоит из 46-ти супермаркетов, пополнится еще 35-ю магазинами и войдет в десятку крупнейших в Украине по количеству магазинов.

Суммарная торговая площадь сети составит 253 000 кв. м. В конце августа 2020 года Novus получил от ЕБРР $100 млн на развитие сети и строительство нового дистрибуционного центра.

Eldorado

Выручка: 9,7 млрд грн

С 2017 года выторг сети электроники и бытовой техники Eldorado вырос на 20%, но чистая прибыль сократилась более чем в два раза. Нетипичная ситуация для рынка, когда почти все конкуренты более эффективны. Ритейлер с опозданием стал развивать омниканальные продажи. Единственное, что отличает сервис заказа в интернете и вывоз его из магазина – круглосуточный режим работы. По данным самой компании, именно благодаря этому в период карантина интернет-продажи выросли на 360%.

В планах ритейлера: новый формат магазинов. С помощью искусственного интеллекта Eldorado хочет помочь меньше времени тратить на покупки.

mcdonalds

McDonald’s Ukraine

Выручка: 7,8 млрд грн

Это самая большая по обороту компания в Украине в сфере общепита. А также главный драйвер развития рынка доставки еды. Именно на эту сеть приходится почти половина заказов агрегаторов Glovo и Raketa. Благодаря объемам заказов у McDonald’s эксклюзивные условия сотрудничества: зона доставки ограничена 1,5 км, а комиссия — всего 10% вместо общепринятых 30%. Учитывая, что рынок доставки далек от насыщения, это самый естественный канал для роста бизнеса McDonald’s.

Таврия В

Выручка: 7,5 млрд грн

Одесская компания развивает сеть торговых центров Таврия В, одноименных гипермаркетов и деликатес-маркетов Космос. Торговые точки расположены преимущественно на юге страны. Исключение из этого правила – три супермаркета Таврия В в Хмельницком, торговый центр и супермаркет в Харькове, а также деликатес-маркет в Киеве.

Карантин ускорил диджитализацию сети. Весной в 19-ти супермаркетах появились кассы самообслуживания. Ритейлер также перезапустил сайт, оптимизировав его под мобильную и планшетную версии, а также запустил приложение для онлайн-покупок.

Читайте также —

Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры Украины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка