Борис Марков, АТБ: Планируем ускорить темпы рестайлинга магазинов

Борис Марков, АТБ: Планируем ускорить темпы рестайлинга магазинов

31.08.2020 08:00
  788
rau

CEO корпорации АТБ рассказал о планах развития крупнейшего в Украине дискаунтера, а также о влиянии коронакризиса на компанию и будущем рынка продуктовой розницы.

Читайте українською

Борис Марков, генеральный директор и председатель совета директоров корпорации АТБ в интервью порталу Delo.ua также рассказал о том, какие изменения произошли на рынке продуктовой розницы в последнее время и какие форматы наиболее востребованы. Редакция RAU публикует основные тезисы топ-менеджера.

Напомним, 9-10 сентября в НСК «Олимпийский» состоится IV крупнейшая специализированная выставка индустрии ритейла и девелопмента в Украине — RAU Expo – 2020. В рамках деловой программы пройдет сессия «Антикризисное управление компанией», одним из спикеров которой выступит Борис Марков.

О трансформации формата дискаунтера

Продуктовая розница — специфический рынок, где пластичность, мобильность и инновации являются его основными характеристиками. Потому классические форматы, на которые мы равнялись десять лет назад, сегодня очень изменились, а темпы и объемы их трансформации просто поражают.

Например, сети Aldi и Lidl считались эталоном торговли в формате дискаунтера и фактически основали этот формат в его классическом понимании. Это магазин площадью от 700 до 1000 кв. м, с ограниченным ассортиментом и жесткой дисконт-ориентированной ценовой политикой. Но в последние два-три года у них происходят стремительные тотальные изменения. Сегодня они используют инновационные технологии и тестируют различные услуги — от интернет-магазинов и электронных денег, до дополнительных сервисов, фреш-групп и прочих. Эти нововведения в разных странах разные, что свидетельствует о локальной конкуренции с другими торговыми операторами.

О влиянии пандемии

На трансформацию продовольственной розницы повлияла также эпидемия COVID-19. Сегодня сеть АТБ объединяет магазины, которые существенно отличаются не только по технологичности, конфигурации и площади, но и по своему ассортименту. Есть магазины для еженедельных и ежедневных покупок, для города и офисных центров, активно развивается сеть в сельской местности.

Ситуация с коронавирусом была своего рода краш-тестом для операторов продовольственного ритейла. Последствия эпидемии достаточно сложно прогнозировать, поэтому нужно быть готовым к работе в новых реалиях. Быть таким, как вчера, уже не получится.

Об ожиданиях покупателей

Простота формата дискаунтера обманчива. Современный дискаунтер — это магазин с низкими ценами и одновременно максимально комфортными условиями. Это маркет, где используют новейшие технологии строительства, освещения и энергосбережения. Это магазин, максимально приближенный к покупателю, своеобразный элемент местного дизайна.

Но симпатии потребителей уже не ограничиваются уровнем цен и ассортиментом, их все больше волнуют вопросы экологичности, энергоэффективности оборудования и помещений, обращения с отходами и многое другое.

Корпорация стремится максимально учитывать эти тренды. Несколько лет назад мы пришли к выводу, что покупателю важно различать подформаты. С одной стороны, нужно дать клиенту четкую, понятную и простую идентификацию магазина. А с другой — разделять составную часть продукта в виде сервиса, ассортимента и оборудования, которые будут отличать каждый магазин.

Речь идет об обновлении торговых объектов, внедрении новых технологий и решений. С 2017 года магазины АТБ открываются в обновленной концепции, реконструируются имеющиеся торговые точки. По состоянию на июль этого года среди 1137 магазинов в 293 населенных пунктах Украины примерно треть работает в обновленных форматах. Эти магазины показывают более высокие результаты по сравнению с традиционными маркетами сети.

О повышении эффективности магазинов

В конце 2016 года мы начали серию экспериментов, цель которых — повышение эффективности работы магазинов, удовлетворение потребительских запросов и улучшения комфорта для покупателей. Программа рестайлинга в, так называемый, «черный» АТБ сегодня охватила примерно треть магазинов, почти все новые торговые объекты открываются в этом подформате. С интенсивностью 50-60 магазинов в год постепенно обновляем имеющиеся точки. Планируем ускорить темпы рестайлинга до 70 маркетов в год и переформатировать всю сеть «синих» магазинов.

Касательно роста эффективности обновленных магазинов, то все зависит от параметров реконструкции, изменения площади, локации и конкурентной среды. Диапазон роста магазинов после рестайлинга находился в пределах 10-100%.

Высоких показателей достигают единичные точки, что обусловлено перестройкой и существенным расширением магазина, когда небольшая торговая точка превращается в полноценный маркет с большим паркингом и дополнительными сервисами.

О планах по развитию сети

АТБ продолжает развитие сети своих магазинов во всех регионах Украины. По состоянию на 22 июля она насчитывала 1144 магазина в 293 населенных пунктах. С начала 2020-го открыли 61 новый магазин и 15 после реконструкции. Особое внимание уделяем развитию сети на западе и юге: с начала года там заработали 24 и 7 новых магазинов соответственно.

Компания системно подходит к освоению новых регионов. Этому предшествуют серьезные маркетинговые исследования, анализ региональных потребительских предпочтений, плотность населения, состояние рынка труда, коммуникаций и многие другие факторы.

Одной из важнейших задач является построение в новых регионах эффективной логистики. Сегодня в логистической инфраструктуре АТБ десять современных мультитемпературных распределительных центров категории «А» общей площадью более 200 000 кв. м.

Грузооборот РЦ составляет ежегодно более 2,5 млн т. Они обслуживают 95% товарооборота всех магазинов сети. Сейчас идет активное строительства собственного РЦ в Харькове. Планируем ввести его в эксплуатацию в начале следующего года, а во втором квартале 2021 года — запустить собственную логистику в Харьковском регионе, заменив два арендованных РЦ.

Также идет процесс приобретения земельного участка в Хмельницкой области под строительство нового распределительного центра. По плану строительство начнется в 2021-м, а в первой половине 2022-го рассчитываем получить его в свое распоряжение и запустить полный комплекс складских операций.

По материалам: Delo.ua

Читайте также —

Новости FMCG за июль: АТБ строит склады, Сільпо инвестирует в технологии, а Novus привлекает средства


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка