Кофе, защищенное блокчейном, или как поставить блокчейн и смарт-контракты на службу бренду

Кофе, защищенное блокчейном, или как поставить блокчейн и смарт-контракты на службу бренду

20.07.2020 08:30
  636
Іван Зайцев

Возможность для бренда защищать товары от подделок, отслеживать жизненный цикл каждого выпущенного продукта, получать данные о том как его использует клиент: новые технологии помогут торговым сетям и производителям.

Читайте українською

Многочисленные исследования, посвященные изменению потребительских предпочтений в период пандемии COVID-19 и после ее окончания, неизменно отмечают одну глобальную тенденцию: потребители хотят все знать о продукте, который они покупают. Какие ингредиенты входят, насколько товар экологичный, где и как выращивается сырье, насколько социально и экологически ответственная компания продвигает товар, как с ним лучше обращаться, какой путь он прошел от «грядки до полки магазина» и так далее.

Чтобы проинформировать покупателя обо всех этих деталях, многие крупные торговые сети уже размещают QR-код с историей товара рядом с ценником, раскладывают красочные флаера и устанавливают информационные стенды. Но почему бы для гарантирования качественного результата и удовлетворения желания клиентов не взять на вооружение современные технологии и предложить им абсолютно инновационный инструмент – использовать блокчейн и смарт-контракты в маркетинге ритейла и FMCG-производства?

Как это работает

Для украинских бизнесменов подобная технология пока что в новинку, хотя в ряде стран Европы и Азии блокчейн в производстве и ритейле используется достаточно активно.

Первые решение уже есть и в Украине. Молодой кофейный бренд WOW Coffee каждую свою пачку кофе защищает сертификатом подлинности, где размещен уникальный QR-код, который покупатели смогут отсканировать при покупке. Роль блокчейна заключается в хранении достоверной информации о продукте, проверке этой информации при покупке и записи всех действий с этой упаковкой кофе в блокчейн.

Помимо гарантии качества и подлинности продукта, сертификат и QR-код дает дополнительные возможности. Отсканировав его с помощью смартфона, покупатель сможет узнать много интересной и полезной информации о продукте: какие сорта зерен входят в состав купажа, где и когда они выращивались и собирались, сколько и как обжаривались и выдерживались и так далее.

Все эти действия сохраняются в блокчейн-системе, которую разработала и внедряет компания oofy.io, После того, как данные о тех или иных операциях внесены в систему, они остаются там навечно, и их нельзя изменить.

Учитывая, что многие потребители сейчас активно интересуются вопросами подлинности и историей происхождения продуктов, такой «интерактивный сертификат» может стать тем самым фактором, что подтолкнет клиента к покупке.

Блокчейн-лояльность

Но только лишь гарантия подлинности и сохранение в системе всех этапов «жизненного цикла» продукта: далеко не полный перечень преимуществ и возможностей, которые дает инновационная технология. Особенно производителям и компаниям сферы розничной торговли.

С помощью того же блокчейна любая торговая сеть может создавать собственный аналог криптовалюты – токены. Но использовать их не как платежное средства наподобие биткойна, а как аналог баллов программы лояльности. Установив приложение или просканировав QR-код товара, оставив отзыв или внеся данные об использовании товара, пользователь получает на свой счет токены, которые может использовать в магазинах торговой сети для получения подарков, скидок или оплаты покупок. Особенность блокчейн-технологии от oofy.io именно в том, что с помощью личного кабинета бренд может выпустить собственные токены лояльности, разработать и запустить различные сценарии их получения и использования и так далее. Хранение и оборот токенов лояльности обеспечивает сама блокчейн-технология.

С помощью поощрения такими токенами можно стимулировать клиентов более активно вовлекаться в маркетинговые и другие акции, чаще посещать магазины, просматривать обзоры новинок и так далее. Например, простое сканирование QR-кода при покупке какого-либо товара сразу дает определенное количество токенов на счет клиента. Затем он получает опросник: как оценивает посещение магазина, что ему понравилось, а что – нет. За ответ на каждый вопрос снова начисляются токены. Аналогично – за просмотренные рассылки новостей, за визит в физический магазин (QR-код может быть размещен у дверей), за оставленные отзывы, за просмотр промо-роликов партнеров – вариантов может быть бесконечно много.

А конструктор сценариев проведения акций, представленный на платформе oofy.io, позволяет комбинировать различные вариации в самых разных сочетаниях – в зависимости от поставленных целей, выбранной аудитории, времени проведения акций и так далее.

Не клиент, а персона

Последние пару лет практически все ритейлеры уделяют много времени персонализации общения с потребителем. Массовые спам-рассылки, где все акционные товары предлагаются всем и каждому, уходят в прошлое: сейчас бренды и сети заинтересованы в том, чтобы предлагать клиенту именно то, что ему нужно, а не забрасывать бесполезной информацией.

И с этой стороны использование блокчейна в маркетинге может стать хорошим инструментом персонализации, перевода покупателя из категории «абстрактный клиент» в категорию «конкретная персона».

Как уже отмечалось, с помощью блокчейна можно отследить все этапы передвижения продукта: от производства до утилизации. Предлагая за каждое изменение в истории товара токены, бренд или торговая сеть может собрать много информации как о купленной продукции, так и собственно о потребителе. Например, как часто вещь меняла хозяина, сколько лет прослужила, как обслуживалась, как оценивается качество и так далее.

Разумеется, в данном случае можно говорить не только о продуктах питания, но и о более долговечных вещах: велосипедах и электротранспорте, машинах, бытовой технике, ювелирных украшениях и аксессуарах, детских колясках и так далее. С помощью такой «истории жизни товара» можно скорректировать производство, узнать мнение клиента и улучшить характеристики продукции, построить рекламную и маркетинговую коммуникацию – возможности использования этого инструмента ограничены только фантазией маркетологов.

Впрочем, и с продуктами питания технология может быть более чем полезна. Собрав отзывы, можно отсылать персонализированные предложения, дополняя их новыми акционными товарами: к примеру, к острому сыру предложить хамон и вино; узнав, когда заканчивается пачка кофе, выслать предложении именно того сорта, что предпочитает потребитель; зная, что в семье маленький ребенок, предложить пополнить запас памперсов или купить новый самокат. Примечательно, что все эти записи хранятся независимо, и только представитель бренда имеет к ним доступ, а значит – все персональные данные находятся в полной безопасности. Равно как и собранная производителем или продавцом бесценная маркетинговая информация о потребительских предпочтениях.

Другое направление использование блокчейна для бренда: улучшение пост-продажного сервиса.

К примеру, покупатель автомобиля каждый свой визит на СТО или АЗК может фиксировать в приложении, получая за это в подарок токены. Соответственно, бренд накапливает массив полезной информации, и даже может своевременно напомнить клиенту о необходимости провести плановый осмотр, заменить детали, и многое другое.

Отдельным пунктом стоит отметить, что есть возможность прямо в приложении активировать заказ сервиса для продукта, которым владеет персона. То есть клиенту не надо самостоятельно искать мастера или расходные материалы – можно оставить заявку прямо в приложении, и представитель сервисной организации свяжется с владельцем товара и поможет решить возникшие проблемы.

Век технологий

Может показаться, что значительная часть возможностей, которые предлагает блокчейн-технология oofy.io уже реализована в различных программах лояльности. Но на самом деле блокчейн открывает перед маркетологами совершенно новые перспективы для сбора, анализа информации о потребителе и построения маркетинговых коммуникаций. Плюс ко всему, сейчас все чаще покупки совершают представители поколения Z и Альфа, то есть люди, едва ли не с рождения знакомые со смартфонами, и фанатично преданные технологиям.

Именно для них будет критически важна возможность в одном продукте объединить сразу несколько полезных функций: историю товара, сертификат подлинности, данные о производители и продавце, вознаграждение за малейшие действия, быстрая обратная связь и сервисные услуги и так далее. Традиционная программа лояльности с пластиковыми или цифровыми карточками, идентификацией по номеру телефона, громоздкой системой учета и использования баллов – таким потребителям уже не интересна.

Технологии стремительно развиваются, поэтому в ближайшем будущем все больше подобных идей и продуктов будут востребованы как ритейлерами, так и потребителями.

Заказать кофе, защищенное блокчейном можно здесь: https://wowcoffee.store/

Узнать больше о маркетинговой платформе oofy можно здесь: https://oofy.io/


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка