Все нормально, падаем, как работает украинский ритейл в период карантина — исследование Colliers
Консалтинговая компания Colliers International провела опрос украинских ритейлеров относительно их работы в период карантина, падения товарооборота, дальнейших ожиданий и планов развития. Результаты оказались неутешительными.
Сфера ритейла чувствительна к любым колебаниям или кризисным ситуациям. Пандемия COVID-19 стала глобальным вызовом для всей индустрии, ведь следствием стало закрытие точек продаж, изменение настроений потребителей и паттернов их покупок.
С целью оценки влияния эпидемии коронавируса на ритейлеров, работающих в Украине, эксперты Colliers International (Украина) подготовили анкетирование и обработали ответы респондентов для максимально корректной оценки ситуации в индустрии. Редакция RAU предлагает ознакомиться с результатами опроса.
Сроки опроса и его участники
В опросе в течение 28 апреля — 1 мая 2020 года приняли участие 73 ритейлера, которые работают в Украине, в частности:
- Около 77% опрошенных респондентов представляют украинских бизнес, 23% — международные компании, работающие на украинском рынке.
- Более 70% ритейлеров, принявших участие в опросе, представляют компании, имеющие более 5 локаций.
- Участники опроса представляют различные сегменты, среди респондентов больше всего представителей сегментов: fashion, бытовая техника и электроника, товары для дома, детские товары, beauty & drogerie, продуктовые супермаркеты, рестораны и food-операторы.
Влияние карантина на бизнес, условия аренды и антикризисные меры
По состоянию на начало мая, около 55% опрошенных ритейлеров отметили, что закрыли все свои локации. В формате «точки выдачи» осталось работать около 13% респондентов.
Без ограничений работали только ритейлеры сегментов, на которые ограничения не распространялись, в частности: продуктовые супермаркеты, магазины товаров повседневного потребления и гигиены, аптеки, зоомагазины.
38% респондентов отметили, что развивают онлайн-каналы сбыта. В карантин только 15% ритейлеров работали омниканально, то есть как оффлайн, так и онлайн.
Учитывая ограничения деятельности торговых точек, ритейлеры вынуждены прибегать к антикризисным мерам для уменьшения уровня убытков. 83% опрошенных ритейлеров отметили, что одной из мер оптимизации расходов был пересмотр условий с арендодателями.
Около 70% ритейлеров, принявших участие в опросе, отправили работников в отпуск за свой счет.
Среди респондентов, к таким мерам меньше прибегали представители сегмента «продуктовый супермаркет» и «товары для дома». Примечательно, что ответы отличаются в зависимости от страны происхождения компании. Так, среди представителей украинского бизнеса более 70% вынуждены были отправить своих сотрудников в отпуск за свой счет. В то же время, среди международных компаний — лишь половина респондентов отметила, что отправила сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
32% опрошенных респондентов отметили, что начали сокращать штат. Среди тех, кто больше: представители сегмента fashion и рестораны. 56% респондентов сказали, что обратились к уменьшению маркетинговых бюджетов.
В Colliers отмечают, что украинский парламент и правительство приняли ряд инициатив, позволяющих ритейлерам, которые вынуждены были закрыть свои локации, не платить арендные ставки.
Только 11% опрошенных ритейлеров отметили, что продолжают платить арендную ставку в полном объеме.
В основном, такой ответ дали представители сегментов, которые продолжили работать во время карантина без ограничений. Около 40% ритейлеров говорят, что продолжают платить арендную ставку, но со скидкой. Более 70% продолжают оплачивать коммунальные платежи.
Продажи, поставки и каналы сбыта
Всего 7% респондентов опроса отметили, что объем товарооборота и количество покупок выросли или, по крайней мере, остались без изменений. В основном это касается некоторых супермаркетов и отдельных ритейлеров бытовой техники и электроники.
63% опрошенных ритейлеров указали, что в настоящее время существуют проблемы с поставками товаров. В частности это касается сегментов fashion, товаров для дома, бытовой техники.
Некоторые ритейлеры работают, исходя из имеющихся запасов, которые оставались да карантина. Некоторые — остановили поставки до окончания карантина, отмечая, что это сейчас не актуально.
18% опрошенных респондентов отметили, что работали омниканально еще до начала кризиса, поэтому после закрытия своих локаций продолжают работать с онлайн-направлением. Менее четверти (23%) ритейлеров ответили, что начали работать онлайн или на доставку уже после введения карантина. Среди них наиболее активно начали внедрять онлайн-каналы сбыта компании, работающие в сегментах: детские товары, fashion, рестораны и продуктовые супермаркеты. Почти 50% опрошенных ритейлеров, работающих в сегменте детских товаров, запустили онлайн-направление работы в течение последних двух месяцев.
Около 60% опрошенных ритейлеров отмечают, что онлайн-направление покрывает не более 20% операционных расходов компании.
Более 70% ритейлеров сообщили о росте онлайн-продаж в течение последних двух месяцев, а около 40% отметили, что рост онлайн-продаж в течение карантина был до 20%. При этом розничные игроки планируют продолжить развитие в сторону омниканальности: 49% респондентов ответили, что будут развивать онлайн-каналы сбыта в ближайшее время.
Дальнейшие ожидания и планы развития
Учитывая неопределенность относительно дальнейших сценариев развития ситуации, ритейлеры в большинстве сконцентрируются на оптимизации существующего бизнеса и не будут планировать открытие новых локаций. Лишь 15% респондентов отметили, что планируют продолжить расширение бизнеса. В основном, это представители сегментов beauty & drogerie, а также бытовой техники и электроники. 37% ритейлеров будут сокращать количество существующих локаций, оптимизируя бизнес. Почти половина (49%) респондентов отметила, что будет развивать онлайн-каналы сбыта.
При этом розничные сети в большинстве случаев имеют негативные ожидания на ближайшие полгода. Почти треть респондентов считает, что в ближайшие два квартала после карантина падение товарооборота будет более 50% по сравнению с докризисным периодом. В частности, так считает более 60% представителей fashion сегмента и представителей развлекательных центров.
Восстановить показатели товарооборота до докризисного периода, по прогнозам ритейлеров, удастся как минимум через год — так считает 64% респондентов.
Читайте также —
Спецпроект RAU и robota.ua: Как изменился рынок труда в ритейле за время карантина