Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы будем продавать все

Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы будем продавать все

27.12.2019 08:10
  902
rau

Сооснователь крупнейшего онлайн-ритейлера Украины Владислав Чечеткин о своих правилах жизни и принципах построения бизнеса.

Читайте українською

Rozetka.ua – самый быстрорастущий участник рейтинга “Компании, созданные с нуля”, который составляет портал LIGA.net. Его называют украинским Amazon и убийцей традиционного ритейла. Суммарная выручка «Розетка.УА» и еще как минимум девяти компаний, которыми владеет сооснователель Rozetka Владислав Чечеткин, за прошлый год составила почти 14 млрд грн. В интервью LIGA.net Чечеткин рассказал, что им движет, к чему он стремится и чего боится. RAU выбрала из его рассказа самое интересное.

О показателях и доле рынка

Мы — частная компания, точнее группа компаний, и не раскрываем финансовые результаты. Могу сказать, что Rozetka была прибыльной все годы работы.

В последнюю «Черную пятницу» у нас насчитывалось около 10 млн наименований товаров. Бывают недели, когда наш сайт посещают 60% украинцев, имеющих доступ к интернету. Долю рынка невозможно подсчитать: в электронике — высокая, а во всем розничном обороте — небольшая. Наша большая цель, если хотите, мечта, — продавать все. Поэтому мы смотрим на таких игроков, как Эпицентр, Сільпо, АТБ. Пока что они больше Rozetka.

Главное правило: не сужайте свой рынок и не преувеличивайте свой успех. Лидером по продаже электроники мы стали в 2008-м или 2009 году, но уже тогда знали, что строим бизнес, который будет продавать все.

Победитель получает все

Страх за будущее, страх оказаться в итоге не успешным — то, что меня сильно драйвит. Если ты самый крупный, с тобой считаются, ты можешь добиваться лучших условий, давать лучшие цены, сервис. Поэтому наша задача — быть №1 в каждой из категорий, где мы присутствуем.

Остальным нужно стремиться стать первыми в категории, нише, регионе, в чем-то быть лучше нас. Конкуренция в Украине растет, нам много где приходится несладко, и это хорошо для клиентов.

Но у такого успеха есть и обратная сторона. Часть крупных поставщиков начинает помогать конкурентам, чтобы контролировать нашу «рыночную силу».

О войне с вендорами

Я воюю за открытый рынок — против ограничения поставок, квот и эксклюзивных прав на бренды. Производители, вендоры или их представители хотят контролировать всю цепочку — от завода до границы, а потом и до конечного клиента. Они хотят зарабатывать сверхприбыли. В Украине телевизор Samsung может стоить в два раза дороже, чем в Польше, потому что Польша — часть общего европейского рынка, и там огромная конкуренция.

Я сам хочу решать, где, что, у кого покупать и за сколько продавать, и хочу «нагреть на этом руки». Отличие в том, что во втором случае выигрывает клиент: я буду конкурировать с сотнями игроков и вынужден буду давать адекватную цену.

О корпоративной структуре

Rozetka была и остается семейной компанией. Даже после прихода Horizon Capital (в 2015-м миноритарным акционером ритейлера стал фонд прямых инвестиций Horizon Capital – прим. ред.) и слияния с prom.ua (в 2018-м Розетка приобрела мажоритарный пакет в холдинге EVO — prom.ua, Kabanchik.ua и др. — прим. ред.) у нас с женой Ириной большая доля и решающий голос. При этом у нас довольно рано появилось подобие западной корпоративной структуры с советом директоров.

На нем принимаются стратегические решения, существуют четко описанные рамки, что мы можем принимать самостоятельно, а где необходимо хотя бы формальное согласие партнеров.

Мы сейчас в поиске новой структуры управления. Rozetka стала настолько большой, и это уже такой сложный бизнес, что ни я, ни Ирина уже не знаем и не контролируем значительную часть процессов. Но в маркетинге, логистике, финансах, автоматизации бизнеса надо постоянно принимать сложные и «дорогие» решения.

О Rozetka и налогах

Rozetka — белая компания с точки зрения украинского законодательства. Но я — не ханжа, и много раз говорил: мы руководствуемся принципом «что не запрещено, то разрешено».

Наше законодательство не знает, что такое дистанционная и интернет-торговля, и, кстати, новый закон о РРО тоже не хочет этого знать. Мы — бизнес, зарабатываем в тех условиях, которые предложило государство. Когда это же государство захотело меня больно укусить или даже уничтожить в 2012 году за использование этих методов, то все украинские суды стали на мою сторону (в офисах компаний Чечеткина месяц беспрерывно шли обыски, претензии налоговой приближались к $1 млн – прим. ред.).

Государство очень сильно и очень эффективно борется сегодня с контрабандой, причем настолько эффективно, что и не контрабанда уже тоже не едет. Сейчас большая проблема с растаможкой.

О маркетплейсе и репутации Rozetka

Мы запустили модель маркетплейс еще в 2009 году: на нашей площадке начал продавать свои товары интернет-магазин btkiev.ua. Это был один из лучших игроков, но его стандарты все равно не дотягивали до наших, и мы потратили много лет, чтобы «перековать» их.

Следующий подход мы сделали только пять лет спустя, а до этого выстраивали систему оценки и проверки качества сервиса партнеров.

У нас свыше 10 000 партнеров — конечно, бывают сбои. Однако Rozetka достается критика не только из-за маркетплейса, но из-за самой Rozetka. Нас иногда подводят наши поставщики или служба доставки. За их ошибки платит бренд.

В Киеве и Одессе развиваем свою доставку. Мы наказываем гривней нерадивых поставщиков, массово отключаем партнеров, которые не выполняют условия. Из этого родился большой бизнес — так называемые информационные цыгане, которые продают всякие курсы, как безболезненно и быстро выйти и продавать на Rozetka. На самом деле они учат обманывать покупателей и партнеров, обходить наши стандарты.

О конкурентах и потребителях

Ожидания украинского потребителя сильно завышены. Если ты не доставляешь до двери что угодно и куда угодно за полтора дня, ты ужасный магазин. Но Украина — большая страна, и привезти что-то хэндмейдное из Дрогобыча в Харьков бывает непросто.

Есть множество магазинов, у которых сейчас сервис в чем-то лучше, чем у нас, но они маленькие. Их задача — расти, не теряя качество. И большинство из них умрут по дороге, поскольку качество на масштабе — очень дорогое удовольствие.

О планах на будущее

Рынок электроники в Украине впервые просядет в 2019-м. Это вызов и повод очень внимательно посмотреть на бизнес-модель Rozetka. Электроника — сфера, где у нас есть экспертиза и мы однозначно самые большие. Важно не зацикливаться, у нас еще впереди непаханое поле: рынок стройматериалов и автозапчастей, автомобилей.

С Эпицентр бодаться будет тяжело, но в каких-то категориях мы уже с ним конкурируем: сантехника, освещение, товары для декора. Кирпич, плитка, стройматериалы — с этим гораздо сложнее. Они требуют совершенно другой логистики, которой у нас нет. По этой же причине мы не пойдем в продажу картошки, морковки, замороженных продуктов. А, например, в запчастях мы будем расширять свое присутствие.

Выход на молдавский рынок – это пока не бизнес, а, скорее, эксперимент. Конкретных планов выхода в Беларусь, Польшу, Грузию нет — есть какие-то идеи, или даже мечты. Любая новая страна для нас — это полноценное построение бизнеса с нуля, со всеми процедурами, новой нормативкой, поставщиками. Это непросто. Выводить такие сервисы, как Prom UA, гораздо проще, можно строить бизнес удаленно.

Мы кардинально изменили рынок электроники и переписали правила на рынке рекламы, породили рынок продуктов питания в интернете и рассчитываем, что сможем перекроить рынок одежды.

Источник LIGA.net

Читайте также —

Владислав Чечеткин, Rozetka: Власть действует под девизом «забрать у богатых – отдать бедным»


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка