Взрослые игры: рынок игрушек Украины в 2019 году в цифрах, фактах и графиках
Какой объем украинского рынка игрушек в денежном выражении в 2019 году, кто, как и почему принимает решения о покупке подарка для ребенка, сколько украинцы готовы тратить на игрушки и в каких сетях покупают подарки для детей.
На прошедшей 6 ноября в Киеве четвертой бизнес-конференции «Рынок игрушек. Время перемен» Павел Овчинников, президент Украинкой ассоциации индустрии игрушек (УАИИ), презентовал итоги года данного сегмента украинского рынка. Собравшиеся на форуме собственники и топ-менеджеры компаний, работающих в сфере торговли товарами для детей, обсудили нынешнюю ситуацию и перспективы развития рынка. Портал RAU публикует подготовленный УАИИ обзор рынка игрушек за 2019 год и исследование потребительских предпочтений.
За год объем рынка игрушек Украины в розничных ценах увеличился на 10%, достигнув $687 млн. Для сравнения: в 2018-м рынок составил $624,7 млн (13,2%), а годом ранее – $552 млн. Экспорт игрушек из Украины остался практически на том же уровне, что в 2018-м, и составит до конца года $33 млн: прогнозируемый прирост составит лишь 0,7%.
По каналам сбыта в Украине, согласно данным членов УАИИ, форматные магазины на 3% уменьшили свою долю в продажах и теперь составляют 63% от общего объема. Потребители стали чаще искать альтернативные источники для покупки – заправки, книжные магазины, киоски и рынки (14%), большие FMCG-сети и мелкие супермаркеты у дома (8%), или же интернет. Интересно, что онлайн-продажи несколько упали, заняв в этом году лишь 8% торговли игрушек, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим периодом.
Покупатели игрушек – 2019. Кто они?
По данным исследования УАИИ, в 79,1% случаев решение о покупке игрушки принимает мама. Роль папы в принятии решения, хоть незначительно, но выросла. Усиливается желание ребенка влиять на процесс покупки — роль ребенка выросла на 61% в сравнении с исследованием 2018 года и на 89% в сравнении с исследованием октября 2017 года. В то же время мама покупает игрушки в 4,7 раза чаще папы. Отмечается, что частота покупки игрушки папой из года в год продолжает снижаться.
Основные мотивы покупки игрушек остаются неизменными. На первом месте желание развивать ребенка – данный мотив покупки вырос на 22%. А вот приоритет праздничных покупок снизился с 50% до 44,8%. Наблюдается рост мотивов «желание ребенка» и «желание поощрить»: 39,7% и 40,6% соответственно опрошенных указали на такую мотивацию покупки (респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа).
Большинство семей, как и в 2018 году, покупают игрушки без повода чаще трех раз за шесть месяцев.
Детки хотят развлекаться
Наибольшие суммы тратятся на покупку ко Дню рождения, причем в этом году в графике впервые сумма стала превышать 2000 грн. По словам Павла Овчинникова, сказывается девальвация гривни. В 2019 году 33,1% респондентов готовы тратить на покупку игрушки от 1000 грн и более. Также наблюдается рост количества покупки игрушек стоимостью от 600 до 1000 грн. А вот игрушки дешевле 600 грн стали покупать заметно реже. Что касается мелких сумм до 300 грн, то чаще всего их тратят без какого-либо календарного повода.
Игрушка продолжает терять вес в качестве подарка к Дню рождения, при этом продолжая оставаться наиболее популярным видом презента. В качестве подарка набирает популярность одежда. В категории «другое», включающую мероприятия, украшения, книги, домашнее животное, наибольший рост показали «Детский транспорт» и «Развлечения».
За ценой не постоим
Основные критерии выбора игрушки с прошлого года остались неизменными. Но наблюдается изменение в приоритетности критериев – благодаря росту вдвое «Желания ребенка», данный критерий в 2019 году находится в тройке лидеров. Наблюдается небольшой, но стабильный рост показателя «Безопасность игрушки», которую большинство называют для себя приоритетной, хотя в итоге покупают подешевле.
Роль цены незначительно увеличилась в сравнении с 2018 годом. Продолжают снижаться роль таких критериев как удобство, польза и рекомендации, что свидетельствует о том, что в 2019 году респонденты продолжают основываться на собственных предпочтениях и желании ребенка.
Детские сети магазинов и интернет-магазины продолжают занимать лидирующие позиции в качестве мест покупки игрушек – 35,9% и 33,8% соответственно. Наблюдается тенденция к снижению популярности сетей детских магазинов в пользу интернет-магазинов, доля покупок в интернет-магазинах выросла на 15% по сравнению с 2018 годом.
Выросла доля покупок игрушек в небольших магазинах игрушек (17,1%), супермаркетах (7,4%) и зарубежных интернет-магазинах (3,4%). Доля покупки через социальные сети незначительно снизилась.
Toy E-commerce
При покупке игрушки в интернет-магазине кроется угроза: раньше потребитель прежде, чем купить в интернет-магазине, ходил смотреть игрушку в «кирпичный» магазине. Сейчас он уже ходит в магазин меньше: лишь 14% опрошенных заходят в розницу, чтобы изучить игрушку перед покупкой. Потребитель начинает все больше доверять интернету. Важную роль в этом вопросе играют блогеры, которые показывают пользователям, что находится в коробке.
66,1% респондентов ищут детальное описание, отзывы и видео в интернете. Доля респондентов, которым достаточно информации, предоставленной интернет-магазином, снизилась на 22%, доля респондентов, которые изучают игрушку в магазине — на 25%. В 2019 году большинство респондентов делают выбор в сторону известных украинских площадок, количество покупок в небольших и малоизвестных интернет-магазинах снизилось более чем в три раза.
32,7% респондентов выбирают Rozetka при выборе интернет-магазина для покупки игрушек, 25% — Panama, 7,7% — сайт омниканального ритейлера Будинок Іграшок. Частота покупки игрушек в данных интернет-магазинах выросла в два раза в сравнении с 2018 годом. Также наблюдается рост количества покупок в магазинах «Игрушки7» (практически в 2,5 раза) и на Prom (в исследовании 2018 года не фигурировал как место покупки игрушек).
Наиболее популярными покупками остаются игрушки для развития, для малышей и для творчества. Конструкторы несколько растеряли свою популярность, снизившись на 3,5%. В сравнении с 2018-м значительный рост популярности показали настольные игры и паззлы.
Игрушечные тренды
В топ-5 наиболее продающихся брендов в категории куклы и пупсы: LOL Surprise!, Barbie, Baby Born, Disney Princess, а также Monster High. В категории настольные игры и паззлы лидируют UNO, Djeco, Rubik’s, YaGo и BrainBox.
В 2019 году при выборе места для покупки потребители больше всего хотели:
- Меньше процедур/сложностей
- Персонификацию
- Услуги и продукты по запросу
- Впечатления
- Эффективность.
Среди трендов в ритейле игрушек:
- Масштабирование/слияние
- Персонификация – подстройка под индивидуальные потребности клиентов
- Новые способы оплаты (оплата лицом)
- Большие данные и ИИ в отслеживании поведения – и как следствие персонификации
- Развитие крафтовых форматов/бутиков для среднего класса
- Чат-боты
- Омниканальность – не вымышленная, а настоящая.
Читайте также
Новости детских магазинов: Hobby Games, Papashon Kids, Антошка, MyPlay и другие