Холодная весна: почему в Украине замедляется рост рынка техники и электроники

Холодная весна: почему в Украине замедляется рост рынка техники и электроники

27.05.2019 08:15
  1444
Виктор Нагорский

Темпы роста продаж бытовой техники и электроники в Украине сокращаются второй квартал подряд. В чем причины негативных тенденций и чего ждут крупнейшие ритейлеры от продаж по итогам всего года?

Читайте українською

Недавно исследовательская компания GfK обнародовала отчет по рынку бытовой техники и электроники (БТиЭ) за первый квартал 2019 года. По информации аналитиков компании, за отчетный период общий объем украинского рынка составил почти 22 млрд грн. Таким образом, по сравнению с январем-мартом прошлого года продажи бытовой техники и электроники в Украине выросли на 7%. Однако по сравнению с IV кварталом 2018-го рынок просел более чем на 30%.

Ожидаемый спад

Впрочем, снижение продаж в первой четверти года – явление привычное и вполне объяснимое. Традиционно наибольший объем продаж техники и электроники приходится на последний квартал года, а наименьший – на первый и второй кварталы.

Результаты «GfK TEMAX® Украина» за I квартал 2019 года

Куда большие опасения у ритейлеров должно вызывать замедление темпов роста рынка, которое наблюдается уже второй квартал к ряду. По данным GfK, в IV квартале 2018 года рост рынка по сравнению с аналогичным периодом 2017-го составил 15,3%, тогда как годом ранее было 34,3%. В первом квартале 2018-го рост продаж на украинском рынке бытовой техники и электроники был еще более ощутимее — на 35%. Нынешние 7% на этом фоне выглядят почти спадом.

«Тренд замедления темпов роста наблюдается с декабря 2018 года. Мы это связываем с тем, что в декабре было введено военное положение и, возможно, с предвыборными настроениями», — говорит коммерческий директор Comfy Иван Павлик.

Подтверждают его слова и в крупнейшей украинской сети магазинов техники – Фокстрот. «Снижение роста продаж мы начали фиксировать после «Черной пятницы» прошлого года. Уже тогда стало очевидным, что декабрь «не состоялся». Эта же тенденция продолжилась и в первом квартале 2019-го», — утверждает исполнительный директор Фокстрот Вячеслав Поврозник.

Плохое настроение

Заместитель руководителя отдела аудита розничных продаж бытовой техники и электроники GfK Ukraine Андрей Осадчий обращает внимания на тот факт, что бурный рост бытовой техники и электроники начался после существенного падения рынка в 2015 году. «Фаза стремительного роста началась со второго квартала 2016-го, в котором рост составил 35% и закончилась в последнем квартале 2018-го. Более того, в декабре 2018 года рынок практически не рос, а по некоторым продуктовым группам даже падал относительно 2017-го», — говорит эксперт.

По его словам, снижение темпов рынка неизбежно из-за повышения базы сравнения. «Мы сравниваем рынок 2019 года с «высоким» рынком прошлого года, при этом рынок все равно остается в зеленой зоне. Кроме того, ухудшение динамики за последние два квартала может быть объяснено достижением некоего порога насыщения в предшествующих периодах: потребители уже совершили все несделанные покупки 2014-15 годов», — отмечает Осадчий.

Вячеслав Поврозник считает, что неутешительная динамика связана с рядом причин, которые в комплексе повлияли на текущее состояние отрасли. В частности, динамика индекса потребительских настроений и целесообразность делать крупные покупки демонстрировала рост весь 2017 год и по июнь 2018-го. «Но уже с июля прошлого года тренд по этим показателям начал меняться на отрицательный, что мы связывали с предстоящим годом выборов и опасениями покупателей относительно своих сбережений. Также стоит учитывать, что отчасти 2017-18 стали годами отложенного спроса, сформировавшегося после событий 2014-15 годов», — поясняет топ-менеджер Фокстрот.

По его словам, в итоге предположения компании оказались оправданы: даже после президентских выборов настроения покупателей остаются достаточно слабыми. А в промежутке до вторых выборов во II-III квартале в компании могут прогнозировать как отложенный спрос, так и замедление покупательских настроений. «Это не означает стагнацию рынка, но и значительного роста продаж не предвидится», — уверен Поврозник.

Сооснователь сети магазинов Алло Дмитрий Деревицкий подтверждает, что еще в декабре прошлого года, после введения военного положения, ряд категорий бытовой техники показал отрицательный рост. Замедление было и на самом емком рынке БТиЭ – в сегменте смартфонов. «Это говорит о том, что потребительский рынок очень плохо реагирует на любые потрясения», — рассказывал бизнесмен в интервью RAU. С учетом прошедших президентских и грядущих парламентских выборов в Алло делали довольно сдержанный прогноз по годовой динамике роста рынка.

Сдержанный оптимизм

Ухудшение показателей продаж техники и электроники отмечают не только офлайн-ритейлеры, но также игроки рынка e-commerce. При этом, сооснователь крупнейшего в Украине интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин уверяет, что данный тренд не только украинский, а общемировой. «Если говорить об общих тенденциях в Украине и мире, то сильно падают продажи электроники. На рынке не появляется ничего кардинально нового, а значит, для покупателя нет драйверов к покупке новых мобильных телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов и так далее», — поясняет причины спада бизнесмен.

В Comfy отмечают, что несмотря на замедление темпов роста, компания по-прежнему растет быстрее, чем рынок в целом, и с оптимизмом смотрит в будущее. «В первом квартале уже наблюдается восстановление рынка, а с марта — увеличение темпов роста. Мы достаточно оптимистично смотрим на емкость рынка в этом году и ожидаем, что рост составит около 20% и во многом придется на вторую половину года», — прогнозирует коммерческий директор Comfy Иван Павлик.

По его словам, в структуре рынка есть категории, которые показывают рост выше среднерыночного. Например, смартфоны, встраиваемая техника, сушильные машины, роботы-пылесосы и носимые гаджеты. «Мы ожидаем, что рост по этим категориям на уровне среднерыночного сохранится на протяжении всего 2019 года», — добавляет топ-менеджер Comfy.

Результаты «GfK TEMAX® Украинa» за I квартал 2019 года

Чуть хуже ожидания темпов годового роста рынка у сети Фокстрот. Как отмечает исполнительный директор сети Вячеслав Поврозник, в компании ожидают увеличения продаж бытовой техники и электроники в Украине на 12-15%. «Самыми растущими категориями ожидаются ТВ и мелкий быт, умеренный рост сохранит категория крупной бытовой техники и диджитал, ниже среднего предполагаем по категории IT», — уточняет руководитель Фокстрот.

При этом он считает, что основные риски для рынка техники и электроники может нести в себе девальвация национальной валюты, так как на спрос и проблемы с потреблением непосредственно влияют валютные колебания. «В данном случае – с учетом не только состояния и конъюнктуры мировых финансовых рынков, но и фактора парламентских выборов, проведения необходимых в стране реформ (в финансовом секторе и судебной системе)», — конкретизирует Поврозник.

Читайте также — 

За кулисами Фокстрот: как работает логистика крупнейшей сети бытовой техники Украины (репортаж+фото)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка