Спецпроект: топ ритейлеров детских товаров Украины по магазинам и географическому охвату
В каких регионах предпочитают развиваться лидеры отечественного рынка детских товаров и какие форматы они используют для открытия новых магазинов
Ассоциация ритейлеров Украины презентует свое очередное исследование, на этот раз посвященное отечественному рынку товаров для детей. Мы проанализировали девять крупнейших сетей, предлагающих все, что нужно подрастающему поколению от рождения почти до совершеннолетия: игрушки, одежда и обувь, школьные принадлежности, книги и различные аксессуары.
Основная цель исследования – выяснить, сколько всего торговых точек у лидеров рынка, в каких регионах они представлены, где предпочитают открывать магазины.
Все данные брались из открытых источников, в отчете учитывались торговые точки, указанные на официальных сайтах компаний по состоянию на 1 марта 2019 года. При этом в аналитике учитываются только торговые сети с количеством магазинов от 10-ти, работающие в двух и более областях Украины. Также не учитывались монобрендовые магазины (такие как Chicco и Mothercare): в отчет включены только мультибрендовые сети.
Украина
Очевидный лидер по количеству магазинов с детскими товарами — Будинок Іграшок. Сейчас в сети компании насчитывается 52 магазина – как минимум на треть больше, чем у ближайших по количеству точек конкурентов. А если учесть, что все 40 магазинов Пузя находятся в Винницкой области, то отрыв от общенациональных конкурентов окажется еще больше.
Вторая по количеству торговых точек по всей Украине – сеть магазинов Антошка. На третьем – универмаги под брендом Чудо остров. У остальных игроков рынка магазинов в два-три раза меньше.
Примечательно, что почти все свои магазины (94%) Будинок Іграшок открывает в областных центрах и только три торговые точки – в меньших населенных пунктах. Причем половина всех магазинов расположена в столице. У Антошка торговые точки тоже расположены в областных центрах, но только четверть из них находится в торговых и торгово-развлекательных центрах.
В то же время Будинок Іграшок явно отдает предпочтение ТЦ/ТРЦ, где сосредоточено почти 90% его магазинов.
Винницкий ритейлер Пузя сделал ставку на стрит-ритейл, не открыв ни одной точки в ТЦ и распределив почти поровну свои магазины между центром (45%) и областью (55%).
Чудо остров повторяет стратегию магазинов Будинок Іграшок, но оставляет больший процент торговых точек за пределами областных центров (20%) и ТЦ/ТРЦ (23%)
Остальные игроки применяют либо полярные стратегии, либо их комбинации. Например, если СМІК работает только в ТРЦ областных центров, то Jambo идет «в глубинку» и стрит-ритейл. В то же время Babyzone и Тилли Вилли формируют торговую сеть в областных центрах, но преимущественно за пределами ТРЦ.
Восточная Украина
При анализе Восточной Украины не учитывались отдельные районы Донецкой и Луганской областей, оккупированные пророссийскими боевиками. Поэтому стоит помнить, что фактически при учете расположения в/вне областных центров единственным областным центром восточного региона был Харьков.
Здесь по количеству магазинов Антошка обогнал Будинок Іграшок, однако лидером региона является Чудо остров – целых четыре торговых точки. Впрочем, по процентному отношению к общему числу магазинов сети в лидерах МІККІ с его 14% точек.
Кроме них в данном регионе еще работает Babyzone. Все сети предпочли открыться только в областном центре, при этом Антошка и Babyzone остались верны своей стратегии работы в формате стрит-ритейла.
Северная Украина
Здесь также представлено пять из девяти торговых сетей. Только вместо Babyzone присутствует Jambo, который по количеству магазинов в северном регионе обогнал остальных игроков – здесь сосредоточено 90% его торговых точек. У остальных сетей здесь не более 7-8% торговли.
Будинок Іграшок на втором месте, причем именно здесь располагается один из его магазинов в глубинке, а не в областном центре. Но ритейлер остается верным себе по части размещения точек в ТЦ. Антошка и Чудо остров – на третьем месте по числу магазинов. С той лишь разницей, что Антошка только в этом регионе не имеет ни одной точки в областном центре. При этом ритейлер традиционно размещает не более трети магазинов в ТРЦ.
Выходит, что из пяти сетей только Будинок Іграшок и Чудо остров открыли объекты в областных центрах, проявляя схожую стратегию развития.
Изменил себе только МІККІ – это единственный регион, где у сети нет магазинов ни в областном центре, ни в ТРЦ.
Центральная Украина
В этом промышленном и довольно густонаселенном регионе страны представлены практически все торговцы детскими товарами, но больше всех Пузя, для которого этот регион базовый. Здесь же сосредоточены 95% всех магазинов Тилли Вилли, из которых только 11% находятся в ТЦ.
Сеть МІККІ также представлена наиболее полно – 50% торговых точек. Ритейлер открыл только 60% объектов в областных центрах и такую же долю на торговлю в ТРЦ. Примечательно, что и Будинок Іграшок действует аналогичным образом: только здесь и в северном регионе сеть пытается развиваться в других городах, а не только в областных центрах; только здесь и в столице практикует стрит-ритейл. Именно в этом регионе Антошка также использует стрит-ритейл по максимуму, не имея ни одной торговой точки в ТРЦ.
Любопытно также, что сеть СМІК вышла за пределы Киева именно в центральном регионе – в Полтаве и Днепре.
Южная Украина
Сразу видно, что этот регион для сети Антошка родной. Здесь находится треть их магазинов. И здесь он безусловный лидер. Ритейлер строго соблюдает свою концепцию развития в областных центрах, отдавая предпочтение стрит-ритейлу и только треть магазинов открыта в ТРЦ.
Другие ритейлеры не рискуют экспериментировать и также четко стараются придерживаться в этом регионе своих концепций. Например, Тилли Вилли и Babyzone используют стрит. А Будинок Іграшок, Чудо остров и МІККІ не стали распыляться и сделали ставку исключительно на «людные» места – областные центры и ТРЦ.
Западная Украина
Наиболее активен в этом регионе Чудо остров, у которого на Западной Украине сосредоточено 40% торговых точек. Что несколько необычно для компании, которая начинала с открытия магазина в Харькове. Большие национальные игроки не слишком торопятся осваивать этот регион. У Антошки и у Будинок Іграшок почти в три раза меньше магазинов.
Причем если Будинок Іграшок делает ставку исключительно на ТРЦ в областных центрах, то Антошка отдает предпочитает работать в обычных магазинах. Впрочем, тенденция естественного прироста населения именно на западе страны может заставить других игроков пересмотреть свои планы и расширить свое присутствие в регионе.
Киев
В самом богатом и потому привлекательном для ритейлеров регионе работают 7 из 9 торговых сетей. Будинок Іграшок здесь играет главную роль, значительно опередив конкурентов по числу торговых точек. На втором месте международная сеть СМІК, которая сумела открыть в столице на один магазин больше, чем другой крупнейший национальный ритейлер Антошка.
Хорошо заметно, что в отличие, например, от продавцов техники, торговцы детскими товарами не стараются работать исключительно в ТРЦ, независимо от тактики, используемой в других регионах. Так поступают только небольшие сети, у которых ТРЦ в приоритете. Например, МІККІ, Чудо остров и Babyzone.
В то же время присутствие магазинов Антошка в ТРЦ столицы, наоборот, в два раза меньше обычного. Аналогично поступила и сеть Jambo.
Читайте также —
Новости детских магазинов: Антошка, Будинок іграшок, MYplay, LEGO и другие