Алексей Омельянчук, Shopping Mall: Хотим стать украинским Inditex
Основатель и CEO маркетплейса Shopping Mall и владелец fashion-бренда Love&Live о том, зачем создавался крупнейший портал по продаже одежды украинских торговых марок, корнерах в ТРЦ и тоске по славе Амансио Ортега.
ShoppingMall.com.ua – интернет магазин одежды, обуви и аксессуаров, в котором представлено рекордное количество украинских брендов и дизайнеров. Начавшая работу в декабре 2015 года компания готовится к выходу в офлайн. Основатель проекта Алексей Омельянчук утверждает, что ежегодно оборот интернет-магазина удваивается. В чем еще особенность нового амбициозного проекта, и почему Shopping Mall ассоциирует себя с группой компаний Inditex, – в материале RAU.
Маленький гигант большого ритейла
— Как появился проект? Чем занимались до него?
— Занимался импортом товаров из Азии, работал в IT-сфере. Проект запустил в начале 2016 года. Изначально были нацелены создать виртуальный Shopping Mall – торговый центр украинских марок. На удивление и ниша, и домен оказались свободными. По факту это был аналог многих ярмарок, в которых только в Киеве участвует по 200-300 брендов. Сейчас в Shopping Mall уже около сотни украинских марок и дизайнеров.
— Почему именно отечественный fashion? Что такого увидели в made in Ukraine?
— Я проанализировал несколько ниш и увидел, что маржинальность fashion может достигать 30-40% и выше, и, что очень важно, доля украинской продукции будет продолжать расти на рынке. В Украине уже около 1000 брендов. Всего за полгода мы стали лидерами онлайн-рынка украинских производителей.
— Зачем так много брендов? Как вы их отбираете? Как обрабатываете заказы?
— В этом вся идея – стать интернет-площадкой с самым большим на рынке ассортиментом. Сейчас у нас около 15 000 артикулов одежды и аксессуаров, и все это исключительно украинские бренды. У нас на аутсорсе работает отдел продаж и call-центр. Так что с увеличением количества заказов проблемы не предвидятся – сколько будет запросов, столько они и обработают.
— Насколько жесткая конкуренция в этом направлении? Много сегодня таких площадок, как Shopping Mall, и трудно ли конкурировать, например, со Всі.Свої?
— Мы не считаем Всі.Свої конкурентами. Они занимаются офлайн-направлением, на сайте у них ограниченное количество брендов и артикулов. Нашим конкурентом скорее является Lamoda – у них около 200 брендов представлено на сайте, и другие маркетплейсы, занимающиеся одеждой: LeBoutique, Rozetka, Kasta. Таких, как мы, немного – единицы.
— Какой процент из представленных у вас марок уже сформировавшиеся бренды: не с единичным производством товара, с какой-то айдентикой и так далее?
— Думаю 20%. Это устоявшиеся, известные многим бренды. Именно они пересекаются у нас с Lamoda, Всі.Свої. Но в Shopping Mall есть собственные торговые марки – Love&Live и Katarina Ivanenko. Всего за два года они вырвались в лидеры украинского fashion.
— Что именно делает их лидерами?
— Они обеспечивают больше половины оборота нашей площадки. Это происходит благодаря Big Data – мы анализируем рынок, ассортимент, продукты, что покупают люди: по какой цене, в каких тканях, цветах. Мы никогда не гадаем, какой продукт создать, какого он должен быть цвета. Просто бьем сразу в десятку, потому что у нас есть статистика, мы анализируем рынок. Создаем именно те продукты, которые люди хотят, но продаем их дешевле других. В этом формула успеха.
Наполеоновские планы
— Планируете выходить в офлайн?
— В ближайшее время запускаем сеть мультиканальных офлайн-корнеров. Это будут площадки до 10 кв. м в больших торговых центрах. В них будет ограниченный ассортимент – одежда, обувь и аксессуары только Love&Live и Katarina Ivanenko. Остальное можно будет заказать с помощью планшета – виртуальной витрины. Товар будет доставляться на дом. Также корнеры будут служить точками самовывоза.
— Уже есть договоренности с торговыми центрами? Кто уже сказал «да»?
— Ведем переговоры сразу со всеми, и все говорят «да» – Ocean Plaza, Gulliver, SkyMall, DreamTown. Корнер задуман, как очень технологичное место, концепт нравится всем.
— Неужели у всех есть свободные площади?
— У SkyMall пока нет, ждем пока какая-то локация освободится.
— Когда можно ждать открытие первого корнера?
— Весной будет пилот. Мы его обкатаем и сразу начнем масштабирование. Также готовим франшизу. Будем давать предпринимателям в регионах готовый бизнес-процесс, дизайн корнера, подрядчиков, ассортимент. Все, что им останется, – арендовать место в торговом центре.
— Ритейлеры обычно учатся на своих ошибках годами. Почему у вас все так кажется быстро и гладко? Были какие-то промахи?
— Мы учились на чужих ошибках. Были и факапы, но без серьезных последствий. Когда только начинали, то думали, что в Украине есть инвесторы, готовые поддержать интересный проект. Я потратил массу времени на переговорах с инвестфондами, чтобы их заинтересовать. На презентациях и встречах все говорили: «Очень круто, вы молодцы», но после двух лет я понял, что просто теряю время. В Украине нет рынка капитала. Есть лишь фонды с разными целями, своими «серыми» схемами, не более. В сторонние проекты они не вкладывают.
— На запуск проекта в итоге где нашли инвестиции?
— Это внутренние средства, мы не привлекали внешних инвестиций. В торговые центры собираемся заходить за счет собственных продаж. Начали работать с некоторыми банками по кредитованию. Там все проще, нам говорят: «У вас такие цифры. Мы в шоке. Да! Что хотите – берите все». Сегодня мы все еще открыты предложениям от инвестфондов, но мы ценим свое время и готовы только к конструктивному общению. Хотят – пусть зарабатывают вместе с нами.
Inditex по-украински
— Меняется ли рынок made in Ukraine? Что с ним сегодня происходит?
— Рынок растет, причем на 30% в год – это безумный рост. Но это в основном e-commerce. В fashion активнее других развиваются VOVK, MustHave, Gepur, LAPTI. Дальше идут наши бренды. Love&Live вырос в обороте на 117% в прошлом году, ожидаем, что он будет быстро двигать рынок. 12 украинских фабрик сегодня отшивают для нас. Мы растем на 200% в год.
— У вас есть глобальная цель?
— У нас высокий рост маржинальности, мы прибыльные уже полтора года. Хотим эту тенденцию еще больше развивать. Известный итальянский fashion-менеджер Маурицио Аскеро считает, что из Украины выйдет новый мировой fashion масс-маркет. Именно это наша цель, стать таким себе подобием испанской Inditex Group. Они для нас эталон. На Inditex работают тысячи фабрик, мы тоже так хотим.
— Почему именно Inditex? Что общего у вас и испанского гиганта?
— Они появились в Испании во времена диктатуры: рынок переживал депрессию, стоимость рабочей силы была низкой. Амансио Ортега создал группу брендов, используя этот ресурс недорогой рабочей силы. В Украине сейчас схожая история. Только-только страна открылась для внешних рынков, рабочая сила дешевая, как и в Испании, когда зарождался Inditex. Это продлится в Украине еще 5-7 лет, как минимум, так что у нас есть условия для роста. В Украине много талантов, стоит их труд дешевле, чем в Китае, и мы этим пользуемся, чтобы создать группу брендов, которая сможет быть конкурентной на любом рынке.
— По-вашему, на украинском рынке стоит ожидать твердых, заметных изменений к лучшему?
— На рынке идет консолидация. В какой-то момент появилось до тысячи брендов. Теперь часть тех, кто не снискал успеха, закрывается, другая часть – укрупняется, растет в продажах. Рынок будет структурироваться, кто-то выйдет на международный уровень. В чем-то украинский продукт сможет вытеснить зарубежный. Все-таки выглядеть он может как минимум также, ткань у него часто лучше, а стоить он может значительно ниже. Смысл потребителю покупать в соседнем магазине? Наши торговые марки уже представлены на Rozetka, Lamoda, скоро будем везде и выход на ближайшие зарубежные рынки – лишь один из шагов наших планов по мировой экспансии.
Читайте также —
Прогнозы участников рынка: что будет с made in Ukraine в 2019 году