Игра в монополию: что не поделили Нова пошта и Укрпошта
На кону — практически рынок почтовых отправлений — от частных посылок до доставок из интернет-магазинов. Это сотни миллионов гривень.
Нова пошта опасается, что государственный оператор монополизирует весь рынок бандеролей до 2 кг и посылок до 10 кг, так как может получить эксклюзивное право на их обработку от государства. В Укрпошта говорят, что все новые нормы полностью совпадают с европейской директивой.
LIGA.net решила устроить «баттл из аргументов «и опубликует два мнения, диаметрально противоположных друг другу, — совладельца Нова пошта Вячеслава Климова и первого заместителя гендиректора Укрпошта Александра Перцовского.
Что произошло?
Вячеслав Климов:
Под прикрытием директивы ЕС наши чиновники вернулись к откровенному совку – ограничению свободного рынка и регулировании цен на самые популярные услуги. Что говорит директива? Что у всех жителей должен быть равный гарантированный доступ к базовому набору почтовых услуг за фиксированную цену.
Директива вообще не вмешивается в деятельность частных операторов. И уж тем более не диктует им цены на услуги.
Теперь внимание: в проекте закона, который якобы должен базироваться на директиве, все услуги (в том числе, посылки до 10 кг!), которые предоставляют и частные, и национальный оператор, «запаковали» в термин универсальные. И написали, что их (универсальные услуги) предоставляют только операторы, назначенные Мининфраструктуры. Сейчас он один – Укрпошта. Подчеркиваю, все востребованные услуги – только назначенному оператору за назначенную государством цену. Back to USSR!
Александр Перцовский:
Законопроект – инициатива Министерства инфраструктуры в рамках обязательств по гармонизации украинского законодательства к европейскому.
По нашей оценке, список универсальных услуг, предложенных Министерством, совпадает с тем, что прямо предписано Почтовой директивой ЕС ( Directive 97/67/EC). Список четко указан в директиве (статья 3), и каждый может ознакомиться и сам сделать выводы, не поддаваясь на спекуляции.
Работает ли конкуренция на благо рынка и кто будет предоставлять универсальную услугу?
Вячеслав Климов:
Частные операторы оказывают самые разные услуги: курьерская доставка, доставка товаров из интернет-магазинов, доставка продуктов, перевозка грузов, документов. Компаний много: есть и новые игроки, как Glovo и Justin, есть службы доставки маркетплейсов Rozetka и Kasta. Активно развиваются опытные игроки: Нова пошта, Интайм, Meest, Деливери, сервисы для бизнеса Укрпошта. Выбор исключительно за потребителем. Игроков много, конкуренция сильная. Если у кого-то дорого или хромает качество – потребитель уходит к конкуренту.
Привожу аналогию: в Лондоне примерно в одно время с соседних перронов одного вокзала стартуют поезд государственной железной дороги и поезд Virgin Ричарда Бренсона. Обычный едет до Ковентри два часа, второй – час, в нем удобные кресла, Wi-Fi, вкусный кофе и круассаны. Virgin стоит в два раза дороже. В обоих есть пассажиры. И никто не заставляет людей покупать билеты только на государственную электричку.
Мы – это Virgin. Мы не оказывали, не оказываем и не собираемся оказывать никакие «универсальные» услуги.
Эта функция, согласно той же директиве, возлагается на назначенных операторов, в Украине – на Укрпошта. Это ее обязанность, за которую она получает определенные преференции. Услуга четко описана, определен уровень качества, сроки доставки, тарифы. За соблюдением качества и ценой следит регулятор.
За нами не нужно следить. За нас клиент голосует гривной каждый день. И это лучший регулятор.
Александр Перцовский:
Рынок экспресс-отправлений и почтовых отправлений в Украине максимально конкурентный. В отличие от многих европейских рынков, в Украине доля частных операторов на рынке посылок доминирующая. Так сложилось, в том числе, и из-за многолетнего бездействия национального почтового оператора. В последнее время Укрпошта начала модернизироваться и бороться за клиента, привлекает к себе крупнейших игроков электронной коммерции.
Некоторые игроки, чье положение на рынке близко к монопольному, обеспокоились и пытаются сохранить статус-кво, постоянно обвиняя Укрпошта в нечестной конкуренции.
Предпосылок к этому нет. Никакого ограничения конкуренции ни мы, ни, уверены, Министерство не предвидит. Рынок продолжит активное развитие. Уже сейчас в Украине закреплен перечень универсальных почтовых услуг и это никак не ограничивает ни частных игроков, ни Укрпошта в предоставлении услуг на коммерческих условиях (скажем, у нас наряду с универсальной услугой действует коммерческая услуга Укрпошта Експрес). Если на кого-то и накладываются дополнительные обязательства – то именно на назначенного оператора, коим является Укрпошта, так как часть именно наших тарифов зарегулированы. А вот частные игроки в своем ценообразовании и в определении параметров услуг – абсолютно свободны.
Чего вы хотите от разработчиков закона?
Вячеслав Климов:
Мы требуем, чтобы закон однозначно и четко закрепил право частных операторов, игроков рынка логистики, курьерской доставки, экспресс-доставки оказывать услуги доставки посылок любого веса, писем и документов. Нам нужен простой, четкий и однозначный закон, разработанный с учетом директивы и лучших европейских практик, который упорядочит работу участников рынка и не допустит двузначных чиновничьих толкований.
А чтобы такой закон стал возможным, нужно начать настоящие общественные обсуждения. Виктор Довгань, Андрей Логвин, Владислав Чечеткин, Игорь Смелянский, Александр Животовский, Владимир Омелян, давайте честно, быстро и открыто поговорим об этом законопроекте. Он касается всех. Поскольку закон приобрел широкую огласку, требуем провести открытое заседание рабочей группы с участием СМИ и лидеров рынка электронной коммерции. Закон должен оценивать клиент.
Александр Перцовский:
Мы признаем необходимость гармонизировать наши нормы с европейскими, соответственно — выйти на европейское определение универсальных услуг. Но это сработает, только если мы не вырываем из контекста отдельные нормы, а действуем комплексно.
Так, в той же Почтовой директиве четко приведены и механизмы компенсации назначенному оператору (операторам) за предоставление универсальных услуг. Внедрить лишь расширенные обязательства, но не отстроить модель покрытия дополнительных затрат – это значит обречь назначенного оператора на убытки, что недопустимо. Сейчас законопроект выставлен на публичное обсуждение. Это как раз и есть тот процесс, чтоб все детали учесть и доработать. Мы тоже сейчас готовим пакет предложений с нашей стороны.
Читайте также —
Новини логістики та e-commerce: Rozetka в Головпоштамті, KastaPost, Нова пошта та інші