Николай Палиенко, EVO: Украинский рынок слишком маленький для гигантов
Совладелец группы компаний EVO о ритейле будущего, выгоде от е-commerce, и мировых игроках на украинском рынке.
В Украине быстро набирает обороты онлайн-торговля и лидеры рынка объединяются. 13 сентября Антимонопольный комитет разрешил слияние двух е-гигантов — группы компаний EVO и интернет-магазина Rozetka.ua. Сейчас Rozetka и EVO развивают крупнейшие маркетплейсы в Украине. Предполагается, что объединение позволит компаниям ускорить этот процесс и в случае необходимости, использовать ресурсы друг друга.
Совладелец группы компаний EVO Николай Палиенко в интервью НВ Бизнес рассказал о том, какие изменения произойдут после объединения, достигнет ли Украина уровня е-commerce Китая, и как меняются шаблоны потребления. RAU публикует ключевые тезисы интервью.
Об украинском e-commerce
Рынок Украины растет на 20-30% в год, несмотря на все кризисы. Но он отстает от лидеров, которыми являются сейчас Китай и Великобритания. В Китае почти 20% всего ритейла — в онлайне. У нас по разным оценкам 3-4%. То есть мы отстаем в 5 раз. Но есть огромный потенциал и довольно быстрый рост.
Очень сложно расти быстрее, чем на 20-30% в год. Но все равно придем к тому, что будет 20% и больше ритейла делаться в электронном виде.
В Китае это произошло, в Великобритании это произошло. Грубо говоря, если где-то изобрели порох, то он распространится по всему миру. Если где-то технологии привели к тому, что 20% товаров продаются через интернет, значит это пользователям удобно, и отстающие рынки будут стремиться к этим цифрам.
Все осознали, что электронная коммерция – это один из форматов ритейла, который необходим, как новый канал продаж. Большие игроки присутствуют как самостоятельно, так и на маркетплейсах. И очень много маленьких и средних игроков открыли для себя электронную коммерцию благодаря маркетплейсам, в том числе Prom.ua.
О старте бизнеса и создании Prom.ua
Мы начинали бизнес в 2008 году. В принципе, не было никаких инвестиций, поэтому, вкладывали свои деньги. Создали торговую площадку для бизнеса – Prom.ua . Тогда для того, чтобы торговать в интернете, нужно было потратить довольно много денег, несколько тысяч долларов: сделать сайт, платить за раскрутку и так далее. Мы снизили порог входа до сотен, даже десятков долларов. И благодаря этому нашими клиентами довольно быстро стали десятки тысяч компаний, которым мы помогли выйти в интернет и начать продавать. То есть, мы сделали для малого и среднего бизнеса Украины такую штуку – затянули их в интернет, снизив порог входа.
Со временем мы увидели, что на площадке стали продаваться потребительские товары, и потихонечку сами пользователи сделали нашу площадку потребительской.
Всегда, когда ты начинаешь что-то новое и у тебя получается, это очень интересный период. Я полтора года работал по 16 часов в день.
О развитии новых сервисов и прибыльности компании
Где-то года три назад захотели что-то новое сделать в услугах. И тут познакомились с ребятами из Kabanchik.ua. В принципе это привело к тому, что мы их приобрели. Они были на начальном этапе, но у них был именно тот продукт, который мы хотели сделать в услугах. То есть, вы размещаете заявку, а мастера соревнуются за то, чтобы удовлетворить ваш заказ.
Всю свою жизнь мы находимся в районе операционного нуля. В принципе, мы сейчас прибыльные. Это регулируемая вещь. Наша модель довольно быстро может стать окупаемой.
Все зависит от стратегии. Можно больше инвестировать и быстрее расти, а можно меньше инвестировать, быть более прибыльными, но меньше расти. Мы выбирали какой-то средний вариант, то зарабатывали, то реинвестировали и росли.
О преимуществах слияния с Rozetka
Чтобы расти быстрее, нам нужно улучшать сервис быстрее. А для того, чтобы улучшать сервис, нужно инвестировать в инфраструктуру. Это может сделать только крупный игрок. По сути, этой сделкой мы повышаем скорость эволюции украинской электронной коммерции.
Сможем делать больше крутых сервисов на существенно большей клиентской базе.
Всегда хотелось сделать интернет-магазин, потому что у нас нет магазина. Точно так же, как Rozetka всегда хотела сделать маркетплейс. В какой-то момент мы поняли, что для того, чтобы сделать электронный магазин, нужно еще 10 лет. Это абсолютно другой бизнес и лучше поискать синергию с каким-то игроком.
Товарооборот Rozetka и товарооборот Prom сравнимы. Rozetka продает сама, а Prom продает товары третьих игроков.
О влиянии мировых гигантов на украинский e-commerce
В e-commerce в каждой стране есть локальные крупные игроки. Но они находятся под давлением глобальных. У нас очень много глобальных конкурентов, у которых тоже огромная доля рынка и они имеют огромный вес. Но всегда в любой стране есть локальный игрок, который знает этот рынок, который делает продукт специфический для этого рынка и обычно он хорошо себя там чувствует и хорошо развивается. Пока какого-то тренда, что глобальные игроки полностью доминируют в каких-то странах, нет.
Я думаю, что никаких конкретных планов ни у Amazon, ни у Alibaba на Украину нет.
Более того, мы видим, где сейчас происходят основные столкновения этих гигантов – это Юго-Восточная Азия. Потому что там население растет, а в Украине не растет. Они в основном концентрируются сейчас там. Украина – слишком маленький рынок для гигантов.
По материалам: НВ Бизнес
Читайте также —
Нова Rozetka: як і навіщо найбільший інтернет-магазин країни змінив логотип