
MasterZoo запустил продажу товаров для домашних питомцев через мономаркет


По мнению бизнесмена, работающего на украинском ресторанном рынке уже более 20 лет, сегодня рестораны открывают все, кто может себе это позволить.
Украино-американский предприниматель Майкл Дон совместно со своим партнером Бенни Голани основали сеть Мировая Карта в Киеве в далеком 1996-м. За 22 года компания объединила более чем сотню ресторанов, часть из которых стала культовыми для украинской столицы, а еще часть — превратилась в крупные сети с многолетней историей. Что сейчас на повестке дня у компании, как обстоят дела с развитием Сушия, il Molino и новых сетей Tbiliso и City—Zen, когда можно ожидать в Украине мировую сеть кофеен Starbucks, о недавно закрытом ресторане Липский особняк, российских сетях и состоянии украинского ресторанного бизнеса, RAU рассказал совладелец компании Мировая карта Майкл Дон.
— Вы уже 22 года в украинском ресторанном бизнесе. Тяжело оставаться среди лидеров рынка?
— Я надеюсь, что мы среди лидеров, ведь их сегодня очень много. Кто-то приходит и уходит, а кто-то остается. Наш секрет — мы любим то, что мы делаем. Мы следим за трендами, путешествуем по миру, много смотрим, пробуем, развиваемся сами. Всегда ищем что-то интересное.
— Сеть ресторанов Tbiliso появилась совсем недавно и все еще новинка в сети Мировая Карта. Почему решили развивать грузинские заведения?
— У нас был ресторан Мимино, который проработал 18 лет. Но время одиночных, персонализированных заведений уходит. У людей мало времени, на хозяина ресторана больше не обращают внимания. Это на Западе до сих пор принято знать лично ресторатора, который, в свою очередь, всегда не прочь помочь в зале. Но украинский рынок работает иначе. Мимино мы переделываем, взамен запустили сеть Tbiliso.
— Почему именно грузинская кухня?
— Мы любим эту кухню, она очень душевная. Более того, сейчас ее «звездный час» в Украине — грузинская кухня в тренде. До этого была мода на японскую кухню, в связи с чем открылось несколько тысяч японских ресторанов. Часть из них до сих пор работают и очень успешно. Сушия существует уже 12 лет и чувствует себя комфортно. Другие уже закрылись и люди даже забыли, что такие были. Мода была на бургеры, на итальянскую кухню, пожалуй, была всегда, сейчас вот на грузинскую кухню.
— На какую кухню будет следующая мода?
— Однозначно на паназиатскую. Первый ресторан в таком формате (WOK cafe) мы запускали еще в 2011 году, но гостям тяжело было объяснять «почему мясо сырое» или «что это за рис у вас такой твердый, жалко его сварить?» Тяжело идти впереди веяний моды, приходится доказывать и пояснять. Сейчас паназиатская кухня очень популярна во всем мире, и мы тоже вернемся к ней.
— Насколько украинский ресторанный рынок поспевает за трендами в мировом?
— Я бы сказал, что он идет параллельно, хотя и отличается от западного подхода к бизнесу. 90% украинских ресторанов на Западе не выжили бы, а у нас они работают.
— Что не так с украинскими ресторанами?
— Столпами ресторанного бизнеса являются интерьер, сервис и кухня. У нас не слишком много внимания уделяется интерьеру или сервису, зато очень много внимания — модности и лишь потом к кухне.
Но именно кухню необходимо ставить на первое место.
В Украине этого пока не происходит, но мы к этому идем. С каждым днем люди, посещающие рестораны, становятся более балованными, изысканными. Конкуренция большая и человек может за одни и те же деньги получить как вкусную еду, так и не вкусную.
— Что сейчас происходит с ресторанным рынком Украины. Как его можно охарактеризовать в целом?
— Я бы сказал, что украинский ресторанный бизнес находится в стадии дикого бума, причем ничем конкретно не обоснованного. К сожалению финансовая ситуация в стране не очень хороша. Но люди хотят выйти из дома, попасть в социум и где-то покушать.
При этом многие рестораны все также активно закрываются. Три-четыре заведения нам каждую неделю предлагают забрать, перестроить или скооперировать.
— Проблема больше в набранном персонале или в самих предпринимателях?
— И в персонале, и в людях, которые идут в ресторанный бизнес только потому, что у них есть деньги. Сегодня рестораны строят все, кто может себе это позволить. Им кажется: есть деньги, значит мы победим. А я так не считаю. Я живу этим бизнесом 22 года с утра до вечера и мне это нравится. Я люблю кушать. Я – обжора. И поэтому у меня ресторанный бизнес получается.
— Такая активность на рынке — это хорошо или плохо?
— Больше хорошо, чем плохо. Если люди открывают-закрывают заведения, значит у них есть деньги, экономика растет.
— Почему для открытия первых Tbiliso выбрали торговые центры?
— Первое заведение всегда открывается с риском. Любой новый проект хочется обкатать с максимальной гарантией, а ТРЦ – это естественный поток людей, та самая гарантия. Если ресторан отработал в хороший плюс, людям нравится и меню уже отшлифовано, можно выходить с сетью в стрит-ритейл.
— Третий ресторан Tbiliso вы как раз открыли в стрит-ритейле. Т.е. довольны результатами работы в ТРЦ Dream Town и Lavina Mall?
— Да, особенно в выходные и по вечерам. Ланчи пока через день – день хороший, день слабее, — но в целом идем выше своих ожиданий.
— Куда планируете развивать Tbiliso далее?
— Относительно Tbiliso планы грандиозные – сначала покроем сетью Киев, потом пойдем дальше. С Сушия мы вышли в регионы, когда у нас было 19 заведений, сейчас их уже 40. Близко к этой цифре мы уже подошли с il Molino – сейчас 16 заведений. Осталось еще три-четыре района столицы, которые мы не покрыли. Потом пойдем в регионы.
— С каких городов начнете?
— Всегда начинаем с городов-миллионников и постепенно доходим до городов со 155 000 жителей. С финансированием проблем нет – у нас хватает оборотных средств, кредитоваться не приходится, так что развитие сети будет зависеть от наличия подходящих локаций. Параллельно будем заходить и в торговые центры, и развиваться в стрит-ритейле.
— С недавних пор Мировая Карта также развивает собственную сеть кофеен. Расскажите о конкуренции для City-Zen.
— Среди кофеен конкуренция огромная, но далеко не все научились готовить кофе. В Киеве много кофеен, в которых к вам подходит девочка и не понимает, что она продает. Далеко не все продают вкусные вещи. Заказываешь четыре десерта и лишь один оказывается съедобным. Люди это понимают и перестают посещать это место.
Мы полтора года колдовали над своими кофейными купажами, чтобы получить то, что у нас сейчас активно продается. Пока не перепробовали разное зерно, не выстроили профайлы обжарки, даже не начинали строиться.
В то же время City-Zen – не совсем кофейня, а скорее городское кафе. Кроме кафе, у нас в меню представлен огромный выбор завтраков (работаем с 8:00), горячие блюда, салаты, спринг-ролы, десерты. Вечером возможно также выпить бокал вина или прийти поужинать. Те же Starbucks закрываются в 20:00, мы работаем до 22:00, потому что в наших кафе есть чем заняться до этого времени.
-Сколько уже работает City-Zen в Киеве?
— Пока их три, еще два готовятся к открытию.
— Раз уж вспомнили о Starbucks. Что мешает сегодня Starbucks выйти на украинский рынок?
— Мы вели переговоры со Starbucks еще 15 лет назад, тогда еще даже Россия не рассматривалась для выхода их сети. В Starbucks считают, что мы не рынок.
Формат современных кофеен в Украине появился относительно недавно и в Starbucks до сих пор считают, что у нас кофе очень мало.
Кроме того, кофе в Starbucks очень дорогой, причем, с моей точки зрения, незаслуженно. Это прекрасный бренд, но их кофе — жженные бобы с привкусом гари.
— Что должно измениться в Украине, чтобы Starbucks сюда зашел?
— Во-первых, экономическая ситуация, во-вторых, должна вырасти потребление кофе в стране, в-третьих – его стоимость. Но, при всем уважении, $4 за кофе в Starbucks — это дорого. Они в любом случае сюда зайдут.
— Расскажите про Сушия, что происходит с этой сетью?
— В прошлом году мы с топ-менеджментом сети Сушия летали вместе в Японию: пробовали новые блюда, смотрели, что едят японцы, ведь украинские рестораны японской еды — иные, они адаптированные под европейцев. Поняли, что и аутентичная еда очень вкусная, поэтому вводим новые блюда, растем и будем удивлять.
— Что за новые блюда?
— Это новые супы удоны и рамены. Они уже в меню. Ближе к осени планируем повторить вояж по Японии, заехать в новые регионы и посмотреть, что едят японцы на севере страны.
— В соцсетях многие спорят о том, на какой языке должно обслуживать заведение: на языке клиента, только на украинском, или без разницы. Как вы подходите к этому вопросу?
— Никто ничего никому не должен. И когда у нас в Украине это все поймут, тогда легче жить будет всем. Надо делать так, как комфортно человеку, с которым ты общаешься. Если человек говорит с тобой на украинском, будь любезен отвечать ему на украинском, если на английском или русском, говори с ним на этих языках.
— Для персонала в заведениях Мировая Карта есть какое-то правило?
— Наш персонал знает, что, если к нему обратились на украинском, отвечать нужно на украинском. Мы не можем заставить русскоговорящего гостя говорить на украинском или на английском. Наша задача — создавать комфорт для посетителей.
— Если с украинского рынка уходит какой-то российский бренд, все начинают это активно обсуждать. Насколько российские сети влияли на конъюнктуру украинского ресторанного рынка?
— Знаю, что были сети Кофе Хаус, Якитория, но никогда не задумывался о том, кто их учредители. Да, мне не нравятся «ватники», не нравится, как Россия поступает с Украиной, но у меня нет ненависти к отдельным людям, которые точно не стреляли в наших солдат и не бомбили наши города. У меня нет ненависти к какой-то отдельной нации, как и к российскому бизнесу. Наверное, нужно быть более жестким, но я не могу, я – демократ.
— Новость о закрытии ресторана Липский взбудоражила половину Киев. Можно ли ожидать возвращения этого ресторана на новом месте?
— Липский мог быть только один. Ему было 16 лет, он имел свою историю. В нем перебывали все украинские премьеры и президенты. Закрылся он очень некрасиво. За нашей спиной было продано здание, хотя у нас была еще аренда больше, чем на год. Мы не стали воевать за место. Я не верю, что бизнес может быть успешным, когда у тебя в тылу идет война. Все должно быть гармонично. То, что произошло с Липским не должно было произойти. Так не поступают. Сегодня такое ощущение, что на рынке все толкаются локтями. Это жлобская манера и она должна уйти. Думаю, вырастет новое поколение украинцев, которое не будет расталкивать друг друга локтями. А с командой Липского мы сейчас строим новый проект.
— Что сейчас на повестке в Мировой карте — франчайзинг или, быть может, экспансия за рубеж?
— Франчайзинг мы принципиально не продаем. Мы очень переживаем за наше качество. У многих гостей наших заведений есть мой телефон. Если мне говорят, что у нас где-то плохо, я принимаю это на личный счет и стараюсь исправить. А в Украине франчайзи неуправляемые.
— Ваше кредо?
— Любите то, что вы делаете. У меня много путешествующих друзей. Едет человек, например, в Берлин, я скидываю ему список мест с лучшим ланчем, ужином, причем с названием блюд. Потому что я сам люблю поесть и для меня важно собирать вокруг таких людей.
Читайте также —