SCF2015: Почему Польша интересна украинским ритейлерам?

SCF2015: Почему Польша интересна украинским ритейлерам?

30.07.2015 01:36
  1539
Ukrainian Retail Association

И какие перспективы у украинских компаний

Кризис в стране вынуждает украинские компании все активнее присматриваться к благополучному польскому рынку. О планах работать в Польше в этом году заявила сеть ювелирных супермаркетов «Укрзолото». Ровенский льнокомбинат открыл магазин в польском аутлете «Птак». В прошлом году на рынок Польши уже вышла сеть детских развлекательных центров Leopark. Ресторатор Андрей Худо открыл в Польше три своих кофейни.

Соседняя страна интересна как крупнейшим компаниям Украины (представительство в Варшаве открыла кондитерская корпорация Roshen), так и стартапам (работать в Варшаве планировал сервис быстрой доставки посылок DelFast). Зачастую украинские компании рассматривают Польшу как мостик в Европу.

02

Как удалось Польше построить 384 ТЦ?

Чем привлекателен польский рынок? Польша – одна из немногих стран Европы, в которой в 2007-2009 годах не было экономического кризиса, а фиксировалось только замедление экономического роста. Это весьма позитивно повлияло на рынок коммерческой недвижимости.

Так по данным JLL, в этот период только на некоторых региональных рынках Польши был отмечен рост доли вакантных площадей и снижение арендных ставок в ритейле, но наиболее качественные торговые центры не пострадали и сохранили свои позиции.

Для сравнения в Украине во время кризиса в 2008-2009 годов максимальные арендные ставки в прайм-локациях (Киев) упали почти в два раза, вакантность в Киеве выросла с 1-2% до 5%

В JLL подсчитали, что с 2007 по 2013 год в Польше было введено 140 торговых центров (3,65 млн кв.м) в том числе 8 ТЦ было построенно в Варшаве (171 000 кв.м). Таким образом в среднем с 2007 года в Польше вводится 500 тыс. кв. м торговых площадей.

Если в Польше построили 3,65 млн кв.м, то в Украине в период 2008-2013 этот показатель значительно ниже — 1,43 млн кв.м торговых площадей.

Количество торговых центров в Польше также не сравнимо с Украиной. Всего в стране сейчас насчитывается 384 ТЦ, из них 36 в Варшаве и пригороде.

В среднем с 2007 года в Польше вводится 500 тыс. кв. м торговых площадей. Всего в стране сейчас насчитывается 384 ТЦ, из них 36 в Варшаве и пригороде.

03

Что с ТЦ и ритейлерами сейчас?

В последние пять лет в Польше наблюдался стабильный экономический рост. В 2013-м ВВП Польши вырос на 1,7%, в 2014-м – на 3,4%. В розничной торговле имеет место хоть и медленный, но устойчивый рост. По сравнению с 2000-м в 2013-м (это пока самые свежие данные местного комитета статистики) оборот розничной торговли вырос на 35%.

Так что стабильный прирост торговых площадей – отличительная черта польского рынка. В прошлом году предложение торговых площадей в Польше, по данным DTZ, увеличилось на 466 000 кв. м. благодаря открытию 28 новых торговых центров и расширению 8 существующих.

Для сравнения в 2014 году в Украине построили только 160 000 торговых площадей. Анонсированный объем проектов на 2014 год был рекордным и только по Киеву составлял около 420 тыс. кв. м, а по факту в связи с экономическим кризисом вышло два объекта – ТРЦ «Атмофсера» (31 200 кв. м) и ТРЦ «Проспект» (41 400 кв. м).

На конец года общее предложение торговых площадей в Польше достигло 12,7 млн кв. м. При этом наибольшее количество торговых объектов было построено в маленьких городах. В процессе строительства еще 780 000 кв. м. – ожидается, что эти площади будут введены в эксплуатацию в 2015 и 2016 годах.

В 2014 году на рынке Польши начали работу 35 новых ритейлеров (в 2013 – 50). В числе новых игроков NEO (одна из торговых марок Adidas), Desigual (первые магазины не дисконтного форматп), CityFiT (фитнесс-клубы, Великобритания), Leopark (детские развлекательные центры, Украина), Undiz (новая одежная линия Etam, Франция), Devred 1902 (мужская одежда, Франция), Imaginarium (игрушки и детские аксессуары, Испания), English Home (товары для дома, Великобритания).

04

В то же время, несмотря на относительное благополучие в экономике, поляки весьма сдержанны в своих тратах. В последние годы различные опросы фиксировали ухудшение потребительских настроений. Фактор цены для поляков тоже важен. Euromonitor еще в 2013 году отмечал популярность в Польше частных торговых марок и магазинов дискаунтеров.

На рынке продуктового ритейла бесспорными лидерами остаются международные сети — Jeronimo Martins, Tesco, Auchan. Также развивается сеть дискаунтеров Biedronka, которая по формату похожа на нашу сеть «АТБ-маркет». Но эти покупательские настроения поляков конечно не сравнимо с падением покупательского спроса в Украине. Так аналитики JLL отмечает снижение потока покупателей из Украины и Калининградской области, которые прежде ездили в Польшу на шопинг. Это вызвано изменением курса гривны/рубля к злотым.
Но при этом (по данным DTZ) продажи польских ритейлеров продолжают расти. Так за последние три квартала 2014 года рост составил 4-5% (год к году) Основными драйверами положительной динамики стал рост заработной платы, повышение занятости и дефляция, которая приводит к росту покупательской способности.

Торговые центры становятся меньше

Интересно, что в Польше наблюдается уменьшение площади строящихся торговых объектов. В 22 новых объектах арендная площадь не превышает 20000 кв. м. Преобладает формат торговых центров (67% новых объектов), чем отдельностоящих магазинов. При этом, по словам аналитиков JLL, арендаторы формата «отдых и развлечения» в Польше не так популярны, как в Украине. Однако ожидается, что в новых проектах ТЦ этой составляющей будет уделяться особое внимание, а в будущем вырастет значимость развлекательной составляющей в ТЦ, в том числе под давлением рынка электронной торговли.

Но в последние годы в Польше все большую популярность обретают и так называемые ритейл парки (формат, рассчитанный на гипермаркеты и большие магазины). Благодаря развитию ритейл парков в Польше активно расширяли сети такие ритейлеры как CCC, Jysk, Media Expert, Deichmann, Pepco, Rossmann.

Арендные ставки в польских торговых центрах по данным DTZ в прошлом году оставались стабильными. Для Варшавы они составляли 90-100 евро/кв.м. для Варшавы и 35-55 евро/кв.м. для других крупных городов. При этом средняя вакантность составляет 4%.

В Украине площади ТЦ растут, а в Польше — уменьшаются*

05
(*) –Доля в общем объеме ввода за год.
Источник: JLL

Как попасть ритейлеру на растущий польский рынок?

Чтобы познакомить игроков украинского рынка с польскими девелоперами, Ассоциация ритейлеров Украины приглашает в Польшу. 16-17 сентября 2015 года состоится крупнейшая встреча индустрии торговых центров и игроков розничной торговли в Центральной и Восточной Европы. Второй раз украинская делегация будет участвовать в Shopping Center Forum 2015 со специальным стендом. При этом для членов Ассоциации ритейлеров Украины действуют особые условия.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка