Вячеслав Климов, Нова пошта: Создавали бизнес ради идеи, которая изменит мир

Вячеслав Климов, Нова пошта: Создавали бизнес ради идеи, которая изменит мир

06.04.2018 08:05
  1655
Ukrainian Retail Association

Сооснователь Нова пошта о своем виденье планирования, партнерства, роботизации и концепции успешного бизнеса.

Читайте українською

За прошлый год оборот Нова пошта вырос более чем на 40%, а количество доставленных посылок – на 28%. В целом, за последние три года – с 2015-го по 2017-й – компания перевезла более 350 млн посылок. В интервью порталу Kfund-media один из сооснователей компании Вячеслав Климов рассказал за счет чего компании удалось достичь таких показателей, почему Нова пошта впервые с момента основания привлекла внешнее финансирование, и за счет каких принципов совладельцам бизнеса удается избегать противоречий. RAU подготовила тезисное изложение интервью топ-менеджера.

Об автоматизации и роботизации бизнеса

Это уже свершившийся факт. В сентябре мы запустили киевский инновационный терминал (КИТ) с автоматизированной сортировкой посылок. Уже в конце 2017 года этот объект работал на полную мощность, а это сортировка порядка 8500 посылок в час и более 200 000 посылок в сутки, обработка на протяжении суток более 330 машин с отправлениями по всей Украине. Если бы не КИТ, мы бы с предновогодней нагрузкой не справились.

Технологии – это уже жизненная необходимость. Аналогичная ситуация с автоматизированными почтоматами.

Зоны самообслуживания на базе собственных почтоматов Нова Пошта установлены в 15 отделениях компании в Киеве. Наша цель в этом направлении – сделать бесконтактный сервис доставки более популярным: клиенты могут получать свои отправления в почтоматах, а операторам при этом отводится консультационная роль, которая вскоре, когда эта услуга станет более привычной, сократится естественным путем.

Запуск КИТ обошелся в 15 млн евро. Во всем мире инвестиции в инфраструктуру окупаются долго. Мы рассчитываем вернуть вложенные деньги за период до десяти лет.

Об идее и концепции бизнеса

Я не очень люблю термин «стартап». Я под ним подразумеваю бизнес, который запускается ради создания одной условной «кнопки», допустим, для телефона. Его конечная цель – продажа. Безусловно, такая модель тоже существует. Но мне ближе другая концепция. Мы с Владимиром создавали бизнес ради большой идеи, которая изменит мир.

При открытии своего дела нужно идти от потребности клиента.

Если вы пытаетесь вызвать такси, а оно не приезжает – делайте службу такси. Если вас невкусно накормили – открывайте ресторан. Вы довольны, как учат ваших детей? Если нет – открывайте школу. Под таким углом зрения вы поймете, что в Украине по-прежнему можно открывать любой бизнес – как в сфере сервиса, так и в любом производственном направлении.

О планировании в условиях нестабильности

Изменение внешней ситуации не имеет никакого отношения к планированию. Планировать нужно обязательно. План должен включать риски. Как пример: в 2014 году Нова пошта потеряла 15% сети в течение года, потому что мы лишились Крыма и Донбасса.

Тем не менее, год мы закончили, выполнив план по расширению сети, как и планировали. В абсолютных цифрах. Как только в этих регионах обострилась ситуация, мы эвакуировали наши отделения и активизировали открытие новых в западных областях и в Киеве. Подобные ситуации – это только внешние условия. Их можно частично нивелировать гибкостью, изменением и корректировкой планов.

В 2001 году мы понятия не имели, что одним из наших ключевых сегментов станет е-commerce.

Мы тогда даже не знали о его существовании, а теперь это одно из наших важнейших направлений. В Украине е-commerce растет на 40-50% в год. Поэтому наша цель — качественное обслуживание — с е-commerce превратилась в БАЦ – Большую амбициозную цель.

О выборе партнера для бизнеса

Для себя определил несколько правил, касающихся того, как правильно выбрать партнера. Первое – это психологическая совместимость. Второе — у вас обязательно должны быть одинаковые цели. Если у партнера цель – купить трехкомнатную квартиру, то она достойна уважения. Но если ваша цель — изменить мир, создать новую индустрию, стать лидером рынка, то в процессе создания бизнеса партнер достигнет своей цели, купит квартиру, а потом выйдет из дела.

Нова Пошта

Сооснователи Нова Пошта Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк. Фото — Новое Время

Третье – это одинаковые ценности. Если для партнера ценностью являются сотрудники и он стремится создать семейную компанию, а вы ориентируетесь на прибыль, такое разногласие может перейти в конфликт интересов. И последнее, четвертое, – это везение.

Важно все оговорить на берегу, когда еще нечего делить. Если ваша дружба ценнее будущих конфликтов, то не входите в бизнес. Если вы можете написать на бумаге, сколько кому процентов достанется и если дружбе это не помешает, то напишите.

В нашей культуре принято отступать, если партнер занял принципиальную позицию. У нас никогда не было случая, когда мы шли принцип на принцип. Бывают трудные вопросы, но мы их снимаем с рассмотрения, и через пару месяцев либо кто-то из нас меняет свою позицию и тогда вопрос отпадает, либо ситуация меняется. Если видим, что это потенциальный клинч – снимаем с рассмотрения.

О финансировании развития и внешних инвестициях

Я поклонник идеологии Генри Форда, который говорил, что источник ваших инвестиций находится на конвейере вашего завода. Мы в 2017 году, через 16 лет после начала существования компании, впервые стали пользоваться заемным капиталом. До этого момента Нова пошта развивалась за счет реинвестирования. Полученная прибыль возвращалась в бизнес. Но в 2017 году у нас уже появилась необходимость вкладывать в большие инфраструктурные проекты. Например, в КИТ. Для завершения этого проекта были привлечены средства одного из украинских банков.

В начале этого года одна из наших побед — это получение кредита от ЕБРР в 9,5 млн евро. Деньги планируем вложить в строительство нового инфраструктурного объекта – сортировочного терминала в Хмельницком, который будет ключевым связующим звеном между западным регионом и всей остальной Украиной. Там будет установлена такая же современная сортировочная линия, как и на КИТ.

По материалам: Kfund-media

Читайте также — 

Нова пошта презентувала новий формат відділень – до кінця року відкриють 150 таких об’єктів


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка