Когда балансировать колеса и зачем это нужно
Многие водители совершают большую ошибку, игнорируя необходимость балансировки колес. Они редко задумываются об этом до тех пор, пока не ощутят в полной мере прелести вибрации на руле или биения в задней оси. Поэтому специалисты интернет-магазина, в котором можно заказать шины и диски напрямую от производителя, рекомендуют выполнять ротацию шин каждых 10-12 тысяч км пробега вместе с балансировкой.
Что такое дисбаланс и балансировка колес
Балансировка шин – это совмещение центра массы автоколеса с осью его вращения. Вроде бы, все просто. В действительности, чтобы оценить важность правильного баланса, необходимо понимать суть дисбаланса и его виды. Дисбаланс покрышек возникает в двух направлениях:
- Вертикальный или статический дисбаланс. Он вызван нарушением центров колесных масс относительно оси вращения. То есть, когда не совпадают оси инерции и вращения. Проявляется в виде вертикального биения во время движения, когда даже на ровной дороге при определенной скорости скат начинает самопроизвольно подпрыгивать с определенной амплитудой. Величина амплитуды зависит от уровня дисбаланса и скорости движения.
- Горизонтальный или динамический дисбаланс. Характерный в основном для покрышек с широким профилем. В этом случае массы не согласованы с осью вращения в горизонтальной плоскости. Проявляется в виде горизонтального биения (виляния) шины. Если проще – точки на внутренней и внешней части колеса имеют разные инерционные массы, каждая из них стремится отклониться в свою сторону.
Общими симптомами дисбаланса колес и шин являются неравномерный и ускоренный износ протектора, высокий расход топлива, вибрация руля, усиливающаяся на высоких скоростях. Когда все части диска и шины в сборе имеют одинаковый вес, шина катится плавно. Это помогает улучшить износ протектора. Балансировка также способствует общему комфорту и плавности езды.
Что будет, если не балансировать колеса
Динамический и статический дисбаланс даже в небольшой степени могут привести к очень нежелательным последствиям для каждого узла и агрегата ходовой части, не говоря уже о безопасности. Вот главные риски, связанные с неправильной балансировкой колес:
- Если автоколеса сбалансированы неправильно, это может вызвать аномальные, нехарактерные и постоянные вибрации в автомобиле, которые ощущаются в рулевом колесе, всем салоне автомобиля или педали тормоза. При этом частота и сила вибраций не зависят от качества дорожного покрытия.
- Несбалансированные колеса вызывают неравномерный износ шин, что приводит к преждевременному износу, а в некоторых случаях может даже привести к их разрушению и непригодности к дальнейшей эксплуатации.
- Постоянная вибрация, вызванная дисбалансом автоколес, может привести к повреждению подвески автомобиля, что приведет к дорогостоящему ремонту. От дисбаланса страдают в первую очередь опорные подшипники амортизаторной стойки, ступичные подшипники, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, сайлентблоки, амортизаторы.
- Как следствие высокого сопротивления качению на неотбалансированных колесах, у автомобиля вырастает общий расход топлива в пределах 2-3%.
- Высокий уровень шума. Дополнительный шум и гул будут издавать как покрышки, так и узлы подвески и трансмиссии.
Где и как балансируют колеса
Балансировочные данные можно получить только при условии использования специального оборудования. На большинстве шиномонтажных станций есть балансировочный стенд, на котором закрепляется колесо в сборе, после чего датчиками фиксируются все данные, необходимые для устранения дисбаланса.
После тестирования автоколеса и установки меток в проблемных зонах мастер выполняет установку балансирных грузиков, вес которых редко превышает 50-70 г, а на новой резине вес может быть и меньше. В результате полностью сбалансированное колесо обеспечит равномерный износ покрышки и длительный срок службы шин и деталей ходовой части.