Наталья Колодницкая (Нетовкина), Zarina: Мы против революций в бизнесе, мы – за эволюцию
Основатель Ювелирного Дома Zarina Наталья Колодницкая (Нетовкина) о ребрендинге бренда, франшизе, условиях работы на отечественном рынке и гендерном нейтрализме.
30 сентября украинский бренд Ювелирный Дом Zarina отметил 20-летие. В этот день в 1998 году был открыт первый ювелирный дом сети, названной в честь дочери основательницы. За это время бренд пережил множество событий в стране и прошел длительный процесс эволюции от ностальгического максимализма до urban. Эти изменения подчеркивает не только новый стиль украшений, но и обновленный дизайн магазинов. С чего начинался бизнес, каковы причины изменений, с какими трудностями сталкивается бренд и каким он будет завтра, RAU рассказала основатель Ювелирного Дома Zarina Наталья Колодницкая (Нетовкина).
Под знаком Весов
— Почему выбрали именно ювелирный бизнес? Ни fashion, ни что-либо еще?
— Я всегда стремилась к нестандартным решениям. Но начинала свой бизнес, как и многие, с продажи импортного трикотажа. В какой-то момент директор небольшого торгового центра в Черкассах, где я работала, позволил мне продавать все, что захочу, но только если этого еще нет в ассортименте ТЦ. Там была уже женская одежда, белье, часы, сувениры, но не было ювелирных изделий. Как раз в тот момент я прочла в журнале «Частная жизнь», что тем, кто родился под знаком Весов будет сопутствовать удача, если сейчас заняться драгоценными изделиями. И я приняла решение.
— Где открыли первый магазин?
— В Черкассах 27 лет назад. Сначала бриллиантами я не занималась, продавала только драгоценные металлы. Больше года понадобилось на получение разрешения: существовало негласное правило не давать лицензий на торговлю драгметаллами частным лицам. Я была одной из первых, кто в нашей стране такую лицензию получил. Первый бутик открыла в Черкассах в супермаркете. Сначала восемь «квадратов», затем двенадцать. Потом уже открыла полноценный отдел в Доме Торговли, а еще через год мне удалось приобрести магазин «Рубин» – главное место торговли драгоценностями в Черкасской области еще с советских времен. Это был знак судьбы, с этого все и пошло. Все первые шаги я всегда делала в Черкассах, затем масштабировала опыт по Украине.
— Как вы пришли к франшизе?
— Вначале я не знала, что такое франшиза. Партнеры из Одессы предложили открыть фирменный магазин Zarina в ТРЦ Сады Победы. Мы разработали проект с процессом поставок, собственной упаковкой, стендами, стандартами продаж. Тот магазин так и не открылся, но со своим проектом я поехала по всем областям Украины. Предлагала своим партнерам открыть бутик с условием, что мы делаем полностью ремонт, освещение, завозим оборудование, а они будут торговать только нашими драгоценностями. Сейчас в сети 50 магазинов – половина из них открыта по франчайзингу.
— Насколько контролируете франчайзи? С какими сложностями при этом сталкиваетесь?
— Наше время – время перемен. В древности китайцы говорили своим врагам: «Чтобы ты жил во время перемен». Мы готовы меняться, создавать новые коллекции, выходить из зоны комфорта и придумывать что-то новое. Но не все наши франчази готовы участвовать в этой гонке.
Modern и urban
— Недавно было заявлено о ребрендинге Ювелирного Дома Zarina. О чем идет речь?
— Прежде всего, абсолютно изменилась наша целевая аудитория. Если раньше это были финансово стабильные люди возрастом 45+, то сейчас мы хотим создавать коллекции для молодых, современных людей 25-35 лет. Раньше трендом Ювелирного Дома Zarina был ностальгический максимализм – шикарные драгоценности для успешных женщин, которые стали самодостаточными королевами. Сейчас тренд – гендерный нейтрализм: драгоценности для молодых, энергичных, активных людей, которые выбирают кроссовки или обувь на низком каблуке. Они предпочитают образ urban стилю glamour или night life, готовы следовать всем современным тенденциям. Ювелирный Дом Zarina cтремится, чтобы драгоценности были доступны любой женщине, и чтобы она могла быть творцом своих украшений. Мы за полную кастомизацию, соавторство.
— Как это отразится на магазинах, что изменится в них?
— У нас уходит королевский синий цвет – переходим к черно-белому монохрому. На место glamour приходит loft – цемент с эко-зеленью. С одной стороны, мы идем к упрощению, с другой – к современной изысканности. Над ребрендингом, правильным позиционированием работаем вместе с Fedoriv.
— Бренд стремится быть ближе молодежи. Означает ли это, что вы будете укреплять позиции онлайн?
— Да. Доля продаж с каждым годом растет в 2-3 раза и уже занимает порядка 15%. Новым этапом нашей онлайн-активности стало то, что мы пригласили к сотрудничеству 50 успешных украинских блогеров, которым наша кастомизация наиболее близка.
— Почему решили меняться именно сейчас?
— К руководству компании присоединились семья. Генеральным директором компании стала моя старшая племянница Катерина Нетовкина, получившая образование в Швейцарии. Старшая дочь Мартина руководит маркетингом. А Зарина, в честь которой названа компания, стала соавтором новой коллекции, рекламной кампании, позиционирования. У каждой из них множество креативных идей и современное видение бизнеса. Молодежь, которая лучше меня понимает современные тенденции, руководит сейчас компанией.
— В Украине активно развиваются небольшие семейные ювелирные бренды. Ваша компания тоже начиналась с нуля как семейный бизнес. Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас запускает свой бренд?
— Важно не просто заявить о себе и блистать на протяжении пары лет, но и удержаться на рынке. На моей памяти более десятка крупных ювелирных компаний ушли в небытие, а наш бренд все еще актуален. Нужно следовать своим глобальным ценностям. На протяжении 25 лет с помощью продажи драгоценностей мы решаем в стране социальные проблемы: помогаем сиротам, престарелым, обездоленным, устраиваем благотворительные мероприятия для детей из зоны АТО, онкобольных, малообеспеченных семей. Для нас это важно. Если следовать ценностям – будешь вечным.
Родину не выбирают
— Как вы считаете, рынок уже пресыщен ювелирными брендами, или новым именам все еще есть на нем место?
— Место новому всегда есть. Очень хорошо, что в Украине появляются новые бренды, которые приносят новое видение, другие стандарты. Это значит, что отрасль жива, она развивается и у нее по-прежнему есть свой покупатель. Никакие гаджеты женственность не подчеркнут.
— Недавно в сети прошла серия публикаций, очерняющая репутацию Ювелирного Дома Zarina. Как вы можете прокомментировать ситуацию?
— Год назад я подарила базу отдыха на Днепре в Конча-Заспе международной благотворительной фундации «Отчий Дом» и приюту для матерей-вдов. Один из народных депутатов счел, что он имеет право на эту часть берега Днепра. Он собрался возвести там очередной жилой комплекс и совершил рейдерский захват этого участка. Вместе с Владыкой Черкасским и Чигиринским Иоанном, председателем правления благотворительной организации «Международный благотворительный фонд Отчий Дом» и основателем благотворительной организации «Украина без сирот» Романом Корнийко, председателем Украинской Бизнес Ассоциации Владимиром Чеповым мы созвали пресс-конференцию по поводу сложившейся ситуации. Пока, как я надеюсь, нас оставили в покое. Следы той заказной акции против бренда в сети, конечно, остались. Но ни одно крупное СМИ участие в этом не принимало. Согласитесь, это показатель уровня законности притязаний заказчика.
— Стало ли легче в последние годы вести бизнес в Украине?
— Объективная ситуация в стране сложна, но она никогда не была простой за последние три десятка лет. Мы живем в Украине, а родину не выбирают. Я надеюсь, что однажды все изменится. Придет такое время, когда коррупции не будет, а каждый человек будет чувствовать ответственность и за себя, и за свою страну. Со своей стороны, я для этого делаю все возможное.
— Каким, по-вашему, будет украинский ювелирный рынок через несколько лет?
— Мне всегда приятно находиться в окружении старых ювелиров Украины, которые на рынке 20-25 лет. Я горжусь, что мы начинали вместе. Одновременно я надеюсь, что новое поколение ювелиров будет поддерживать наши начинания: станет заниматься благотворительностью, продвижением украинских ювелирных брендов в мире. Искренне верю, что и через несколько, и через много лет наш бизнес будет не только способом зарабатывания денег, но и искусством, служением прекрасному.
— Где за рубежом можно найти ваши украшения?
— Развиваемся на западе под брендом Natkina. Уже открыто несколько корнеров в самых престижных европейских столицах. Моя старшая дочь развивает там этот бренд с нуля.
— Каковы глобальные цели компании?
— Мы против грандиозных революций в бизнесе. Мы – за эволюцию, за сохранение всех достижений и за придание им новых смыслов и ценностей.
Читайте также —
#10yearschallenge: как изменились крупнейшие торговые сети Украины