Привет, оружие: директор сети STVOL о развитии компании, ситуации на рынке и многом другом
Андрей Трасоруб, директор компании STVOL: «Украинский рынок перспективен для легального оружия – о размерах нелегального оборота даже думать не хочется».
Несколько дней назад в киевском Международном выставочном центре завершилась самая масштабная профильная выставка «Оружие и безопасность-2016». Основная часть экспозиции была посвящена продукции военного назначения. Но центральное место в павильоне по-прежнему занял трехуровневый стенд украинской оружейной сети STVOL, представляющей на рынке широкий ассортимент «гражданских» средств для самозащиты, самообороны, охоты и стрелкового спорта. Об истории компании, планах на будущее, и нынешней ситуации с легальным рынком оружия RAU рассказал директор сети STVOL Андрей Трасоруб.
О компании STVOL
— Начиналось все в 1994 году с одного магазина в Одессе. Сейчас собственная сеть магазинов и сервисных центров STVOL охватывает три города – Киев, Одессу и Николаев. Мы являемся эксклюзивными оптовыми поставщиками в Украину продукции десятков мировых брендов, заслужив за более чем 20-летний опыт работы хорошую репутацию и наладив крепкие связи на мировом рынке. Находим интересный продукт, договариваемся с производителями, проводим сертификацию, обслуживаем лицензированные склады, несем гарантийные обязательства и осуществляем сервисное обслуживание. Представляем всю продукцию нашим партнерам-дилерам во всех, подчеркиваю, всех регионах страны. Поэтому купить продукцию от STVOL можно практически в каждом специализированном оружейном магазине Украины. Пока нас вполне устраивает сложившийся рыночный паритет с дилерами и объемы их реализации, поэтому скорых планов расширения нашей розничной сети мы не рассматриваем. Хотя некоторые регионы, безусловно, интересны.
О путях расширения продаж
— Все руководство компании, ведущие менеджеры, директора магазинов увлечены стрельбой, мы регулярно выезжаем на корпоративные стрельбы и соревнования, тестируем новые модели, общаемся с друзьями и постоянными клиентами. На основе результатов такого изучения потребительского рынка делаем выводы о том, что интересно, в чем следует подождать или вообще отказаться от каких-то марок или моделей. В последнее время чаще стали радовать наши турецкие партнеры – и в сфере боеприпасов, и в оружейном ассортименте. Турецкое оружие идеально по соотношению цена-качество, чем привлекают все большее количество покупателей в нашей стране.
Еще один путь развития и расширения продаж – т.н. «нелицензионная» группа товаров. Все то, что с юридической точки зрения оружием не является, но присутствует в нашем ассортименте.
К примеру, мы представляем в Украине широкую линейку кухонных ножей от нашего швейцарского партнера Victorinox, американские мультитулы Leatherman. В нашей сети официально и эксклюзивно представлена линейка продукции от Led Lenser – универсальные и сверхмощные фонари для спасателей, охотников, сотрудников специальных служб. В нелицензионных отделах наших магазинов можно купить специальную одежду и обувь для охотников и спортсменов, например, от итальянской Beretta, экипировку для стрелков, бронированные сейфы, бронежилеты, газовые баллончики.
Об ограничениях и запретах
— Есть свои специфические особенности. В продвижении бренда и рекламе мы крайне ограничены действующим законодательством, позволяющим прямую рекламу нашей продукции лишь в специализированных изданиях. Их 2-3 на всю страну. Или, например, законодатели установили, чтобы во всех внешних визуальных проявлениях оружейного магазина не использовалось изображение оружия. Вообще. Ни контура, ни силуэта. Что делать? Справляемся. Прежде всего, ориентируемся на нашу постоянную аудиторию, регулярно проводим соревнования, клиентские мероприятия с нашими дилерами. Медийные отчеты с таких мероприятий позволяют создавать позитивную репутацию и получать отклики со стороны новых клиентов.
Но самая главная проблема, как и у любого импортера: зависимость розничных цен от скачков валютного курса.
Договариваемся с поставщиками, добиваемся максимальных скидок, чтобы розничная цена на представленный в нашей сети товар была адекватной возможностям покупателей. Наценка в любом случае существует – ведь наш товар проходит полное растамаживание.
О легальном и нелегальном рынках
Украинский рынок перспективен для легального оружия – о размерах нелегального оборота даже думать не хочется. Но, к сожалению, легальный рынок должным образом не регламентирован государством. В Украине не принят закон об оружии. Компания STVOL работает по инструкциям, в которых много неясностей и двусмысленностей. Между тем, только закон может и должен определить нюансы и регламент применения гражданами огнестрельного оружия на охоте, в спорте и в случаях необходимой самообороны.
Когда появится закон, тогда и можно будет говорить о нормальном развитии легального рынка.
Действующий «приказной» запрет, не регулирующий право на короткостволы, нелогичен и непонятен. Речь идет о невозможности приобретения короткоствольного оружия для законопослушных граждан в то время, как преступники вооружаются отнюдь не в магазинах и вовсе не по разрешениям МВД. Нужны ограничения? Пожалуйста! Покажите закон, где будет обозначено, кому и почему нельзя иметь оружие! Почему общество, законопослушные граждане, лишены возможности защитить себя? Преступники в наше время вооружены такими моделями нелегального (ввезенного частным образом и незарегистрированного) оружия, что запрет на легальные короткостволы выглядит просто смешным.
О легализации и культуре обращения с оружием
Мировой опыт последних лет показывает, что акции массовой стрельбы с многочисленными жертвами становились возможными в зонах «guns free», т.е. там, где находились заведомо безоружные посетители, которые не смогли оказать достойное сопротивление преступникам. Мое личное гражданское мнение – каждый нормальный человек должен иметь право на оружие. В этом плане показателен пример США: там работает идеально легализованная и прозрачная система получения разрешения и совершения покупки. Система автоматизирована до предела и отсекает любые намеки на коррупционную составляющую при оформлении «разрешительных» документов.
Разница колоссальная. В Украине эта разница работает на уровне менталитета и общественной культуры – культуры обращения с оружием. Даже проще: уровня базовых знаний об оружии и правилах обращения с ним. Мы стараемся восполнить пробелы в знаниях украинцев и поэтому поддерживаем выход телевизионных программ «Pro Stvol» и «Территория оружия», которую готовят чемпион Украины по прикладной стрельбе Артем Митрофанов и другие спортсмены. В этой программе популярно разъясняются технические характеристики различных моделей стрелкового оружия, а также правила применения и техники безопасности.
О работе в период Революции Достоинства
— В Киеве и Одессе на протяжении всего 2014 года происходило немало печальных событий, в ходе которых оружейные магазины STVOL становились идеальной целью для определенных групп. От нашего флагманского магазина на Ришельевской до Дома профсоюзов в Одессе – пара кварталов. Были такие дни, когда мы получали информацию о возможности нападения и разграбления наших магазинов.
И тут ведь речь шла о том, что в руки преступников попадут не бутылки с алкоголем, а оружие. Мы не пытались бравировать, магазины закрывали, договаривались об охране.
К счастью, ни одной реальной попытки проникнуть в наши магазины не было. Возможно, мы тогда сработали на опережение действий преступников. Что касается торговли в то время, то, конечно, наблюдался рост продаж разрешенного охотничьего оружия, которое может быть использовано для самообороны, и средств индивидуальной защиты.
О XIII международной специализированной выставке «Оружие и безопасность-2016»
— Участие компании STVOL было традиционным и направлено на представление новинок «гражданского» ассортимента. В этом сегменте много лет лидируют Benelli, Beretta, Magnum Research, Ruger, Mossberg, Leupold. В этом году мы также представляли свои новинки среди боеприпасов: большой популярностью у украинских охотников и спортсменов пользуются литовские патроны GGG, американские Federal, турецкие Zuber.
На выставке большое – и ожидаемое нами – внимание гостей и специалистов привлек результат активного сотрудничества с нашими европейскими коллегами из компании Cezka Zbrojovka. Это – устройство травматического действия T-REX. За основу взята популярная модель пистолета CZ P-07. Мы показали первые образцы, дали возможность специалистам оценить их технические параметры – экспертам понравилось. К зиме планируем обеспечить рынок первой партией новых травматических пистолетов.
На стенде мы много общались и с розничными покупателями и с нашими деловыми партнерами – есть результат.
О вступлении в RAU
— Мы давно присматривались к деятельности Ассоциации ритейлеров, подкупали многие моменты партнерского взаимодействия и поддержки розничного бизнеса. Видим первые предложения, первые результаты общения – пока все нравится. Обсудили ряд интересных проектов по нашим презентациям – будем расширять знакомства, контакты, участвовать в интересных и полезных мероприятиях!
Андрей Жук: Главная цель Ассоциации — объединение ритейлеров для развития рынка