Оформление взаимоотношений с работниками, трудоустроенными в зоне АТО
Тему раскрывает старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович” Ирина Кальницкая.
Если Ваше предприятие находится в зоне АТО и работа его приостановлена, возникает проблема урегулирования взаимоотношений с сотрудниками, которые не выходят на работу и остаются дома либо покинули территорию военных действий.
Так, выбор порядка оформления отношений с сотрудниками зависит от решения руководства компании завершить либо приостановить работу в зоне АТО.
В случае принятия решения о закрытии бизнеса в этом регионе, существует несколько вариантов урегулирования взаимоотношений с сотрудниками, а именно:
· увольнение (высвобождение) сотрудников;
· перевод сотрудников на работу в другую местность (в случае наличия у предприятия активов в других регионах).
При этом следует учитывать, что трудовым законодательством предусмотрены конкретные требования к данным процедурам, а именно: предварительное уведомление и получение согласия сотрудников, выплата выходных пособий, уведомление государственных органов и другие. Нарушение установленных требований может привести к признанию в суде действий руководства компании незаконными и привлечению к административной либо криминальной ответственности за нарушение законодательства о труде.
Увольняя сотрудников, важно правильно определить основание для увольнения. Необходимо учесть, что в своем письме Минсоцполитики однозначно высказалось относительно невозможности увольнения за «прогул» работников, которые не выходят на работу в связи с перемещением из районов проведения АТО, или тех, которые остаются в таких районах при проведении АТО и не имеют возможности выходить на работу в связи с опасностью для жизни и здоровья. Указанное считается отсутствием на работе по уважительной причине и в таком случае за работником должно сохраниться рабочее место и должность.
В случае если руководством компании принято решения о приостановлении работы предприятия до окончания военных действий в зоне АТО и о сохранении трудовых отношений с сотрудниками, которые временно не могут выходить на работу в связи с происходящими событиями, следует грамотно оформить взаимоотношения с сотрудниками на данный период. Законодательство предусматривает несколько вариантов, которые могут быть применены с учетом сложившейся ситуации, а именно:
· оформление простоя на предприятии;
· оформление ежегодных оплачиваемых отпусков;
· оформление отпусков без сохранения заработной платы, как по согласованию сторон, так и по инициативе сотрудников.
При предоставлении отпусков следует учитывать установленные законодательством придельные сроки отпусков, которые зависят от их основания, и другие требования. Также необходимо учитывать разграничение отпусков, которые могут быть предоставлены работнику по согласованию сторон и отпусков, которые должны быть предоставлены работнику по его собственной инициативе.
При оформлении того или иного сценария урегулирования взаимоотношений с работниками, трудоустроенными в зоне АТО, необходимо учитывать все нюансы установленные законодательством для предотвращения привлечения руководителей предприятия к административной либо криминальной ответственности.
Если Ваше предприятие находится в зоне проведения АТО, и Вы столкнулись со схожей проблемой, мы поможем Вам выбрать оптимальный вариант её решения и обеспечим его грамотную реализацию.
Связаться с нами Вам поможет Ukrainian Retail Association.