Развитие и масштабирование вопреки всему: лучшие цитаты ритейлеров и девелоперов в 2024 году

Развитие и масштабирование вопреки всему: лучшие цитаты ритейлеров и девелоперов в 2024 году

03.01.2025 10:45
  36
Дарія Осіїк

Основатели, руководители и топ-менеджеры ведущих украинских компаний сфер розничной торговли, e-commerce и девелопмента о развитии и масштабировании в условиях полномасштабной войны, вызовах, новых возможностях и планах на будущее.

В этой подборке мы предлагаем ознакомиться с самыми яркими высказываниями лидеров рынка: как преодолевать вызовы военного времени, масштабироваться в Украине и выходить на международные рынки, в какие направления направляются основные инвестиции и значение инклюзивности для украинского бизнеса.

Совладелица компании Эпицентр Галина Герега о выходе в Польшу и планах развития до 2030 года:

Пока не были построены ТЦ по всей Украине, вопрос выхода на другие рынки не рассматривался. Агрессивное развитие магазинов Эпицентр продолжалось до 2010-х. В конце 2023 года мы зашли в Польшу с нашим проектом магазинов Intersport (купили активы польской компании — прим. ред.). Компания Intersport Украина уже достаточно давно работает здесь, и главный офис этой международной сети высоко оценил результаты ее работы. Поэтому пригласили нас к сотрудничеству в польском активе сети, который был убыточным и не имел постоянных инвесторов.

Однако я считаю, что надо все-таки работать в Украине, потому что для иностранцев мы всегда будем чужими. Например, в том же польском Intersport мы столкнулись так же с дефицитом персонала. Даже из украинцев, выехавших в Польшу, не можем найти эффективные кадры.

Также напомню, что в Чернигове был современный завод Пласт-Бокс Украина, который был разрушен обстрелами. Поэтому сейчас группа компаний Plast-Box развивает производство в Польше, имея хорошего партнера. Но мы видим те же проблемы польского бизнеса, с которыми сталкивается Украина. Только у нас в придачу идет полномасштабная война.

Поэтому мы не меняем своих намерений и имеем перспективные планы развития именно в Украине вплоть до 2030 года. Хотя в Польше такие структурные элементы бизнеса как логистика обязательно нужно будет развивать. Поскольку есть потребность в накоплении запасов плитки украинского производства для дальнейшей доставки ее по территории Европы.

Понятно, что довоенные планы развития до 2030 года пока не актуальны. Главная задача на данный момент — восстановить все, что было утрачено во время войны. Напомню, что Эпицентр потерял 10 торговых центров общей площадью 200 000 кв. м в Мариуполе, Буче, Чернигове, Харькове, Херсоне, Никополе, Мелитополе. Также в этих магазинах было уничтожено товаров на 2 млрд грн.

Также развиваем новую сеть детских развлекательных центров Epiland. Первый открылся в киевском ТЦ на ул. Полярная, 20 Д, второй откроется вместе со второй очередью в ТРЦ Green Gallery.

Есть планы развития логистики. Эффективная логистика — это ключ к успеху любой розничной компании. За время войны удалось открыть первую очередь фулфилмент-центра на западе страны, а на возведение второй очереди пока не хватает средств. Она нужна, чтобы закрыть кольцо логистики и вовремя доставлять все заказы.

Двигаемся в направлении приобретения тяжелой строительной техники. Потому что, скажем, собственный автопарк на более чем 3000 автомобилей очень помог во время, когда были закрыты морские порты. В свое время эта техника, включая 50 масловозов, была взята в лизинг и помогла экспортировать нашу продукцию через сухопутную границу.

Член совета директоров BGV Group и соучредитель сети Коло Сергей Войцеховский о возможностях, которые появляются во время любого кризиса:

За время войны в сегменте продуктовых сетей существенных изменений среди основных игроков не произошло — никто из крупных игроков не выходил с рынка. Но все компании существенно изменились, в частности, произошла значительная оптимизация процессов, расходов и некоторых проектов.

Да, любой кризис, в частности, война создает большие возможности. Например, в сегменте магазинов у дома во время войны произошла большая экспансия. Сейчас эта ниша — это ярко-красный океан, в котором уже очень много игроков. В свое время сеть Коло была первой системной компанией, которая начала работать в формате convenience store, а сейчас уже каждый крупный игрок имеет такое направление. Также появилось много достаточно хороших новых игроков. Все это свидетельствует о том, что украинский бизнес использовал условия и особенности военного времени для того, чтобы вырасти.

СЕО Фокстрот Алексей Зозуля о необходимости детенизации рынка электроники:

Мы в торговой сети Фокстрот подтверждаем тот факт, что несмотря на войну теневой рынок электроники продолжает наращивать позиции. Это реализация контрабандного товара (без уплаты НДС и ввозных пошлин) или товара с заниженным НДС. Это работа крупного предприятия через сеть ФЛП или вовсе без регистрации. Основная часть теневого рынка — это дорогие и негабаритные товары: смартфоны, ноутбуки, часы, гарнитуры, премиальная мелкая бытовая техника.

Такие «сети» активно развиваются, открывают торговые объекты в топовых локациях украинских ТРЦ, ежемесячно наращивая присутствие на рынке, инвестируя прибыль в «тень». Если в 2022 году у трех наиболее известных широкой публике продавцов, торгующих «серыми» гаджетами, было суммарно 140 магазинов техники, то сейчас — 177. И сетевое покрытие по всей Украине. По сути, имеем условную еще одну незаконную сеть в Украине, которая является экономическим уклонистом, мимикрирует под малый бизнес, объясняет демпинг цен тем, что «мы почти ничего не зарабатываем на покупателе» и с которой «белым» продавцам невозможно конкурировать из-за разницы в цене минимум в 20%.

Глава Украинского совета торговых центров и операционный директор девелоперской компании Budhouse Group Максим Гаврюшин о текущем состоянии рынка ТРЦ:

Сейчас на рынке наблюдается так называемый gap. В 2022-23 годах открывали торговые центры, которые начали строить до войны. Таких объектов было около 16 совокупной площадью до 200 000 кв. м, из них 13 — на западе Украины. Это все маленькие ТЦ, большинство из них площадью менее 10 000 кв. м. Достраивали то, что требует небольших инвестиций и имеет минимальные риски.

В этом году откроют три-четыре новых объекта. Параллельно в 2023 году девелоперы начали новые проекты на западе. Это преимущественно малые ТРЦ, но их не успеют завершить в 2024 году и будут открывать уже в 2025-26 годах. Таких объектов будет еще больше — 25 с учетом и новых, и тех, которые были заморожены в начале войны. Их совокупная площадь — 570 000 кв. м.

В то же время все еще заморожены крупные торговые центры на востоке, юге, даже в Киеве. Пока война — их никто не будет строить, это большие инвестиции и большие риски. Крупнейшие ТРЦ из тех, которые откроют, это Ocean Mall в Киеве и два ТРЦ Эпицентр в Киевской области. Есть несколько ТЦ площадью около 20 000 кв. м, остальные — 10 000 кв. м и меньше.

Основатель и совладелец национальных торговых сетей Eva и Varus, президент корпорации Terwin Руслан Шостак о финансовом и человеческом капитале:

В Украине есть огромный потенциал, но самый большой вызов для нас — это вызов больших и длинных денег. Мы не можем получать кредитование на 20-30 лет под несколько процентов годовых.

Наше сознание, у всех бизнесменов, очень короткое. Мы можем мыслить условным кредитом на три года, если он окупится — мы идем дальше. Украина — худшая страна в Европе по использованию рабочего капитала. Это произошло потому, что у нас нет денег на переоборудование предприятий, на строительство качественных новейших технологических предприятий. Если государство, банковский сектор смогут сделать это, и мы как бизнес сможем получать такие кредиты, найдем такие деньги, тогда мы сможем зайти в любую экономику. Я амбассадор $1 трлн ВВП в Украине, и уверен, что это можно сделать, вижу внутренний потенциал в государстве. Он огромный.

СЕО группы компаний ОККО Василий Даниляк об инвестиционных направлениях компании:

У нас есть три типа инвестиций как в сектор топливного ритейла, так и в другие секторы. Так, в топливном ритейле это инвестиции на поддержку бизнеса: ремонты на АЗК, нефтебазах, закупка автотранспорта, IT-разработки и тому подобное. Например, в 2023 году было реконструировано около 50 АЗК и еще 60-70 будет сделано в целом в 2024 году.

Вторая часть — это программы строительства новых объектов, к которым относится и проект с McDonald’s. Третья часть — это инвестиции в энергетику, которые мы начали делать еще в 2022 году и в 2024-м они составят $80-100 млн. Мы также вкладываем деньги в биотопливный процессинг, где наша доля в проекте около $55 млн. Учитывая инвестирование в предыдущие годы, в 2024 году мы потратим на эти цели примерно $20 млн. В частности, это сооружение установки хранения энергии мощностью 20 МВт во Львовской области. Второй проект — ветропарк мощностью 150 МВт, который строится на Волыни. Мы планируем и в дальнейшем вкладывать большие деньги в сектор энергетики.

СЕО сети аптек АНЦ Николай Щербина о развитии аптечного рынка:

Происходит дальнейшая консолидация рынка, когда ключевые игроки пытаются увеличить свою долю, открывая новые аптечные учреждения. Рост же рынка в денежном выражении на 25% в прошлом году и еще на 20% в 2024-м обусловлен инфляционными процессами. В то же время в количестве проданных упаковок лекарств прирост за первые шесть месяцев текущего года едва достиг 0,9%.

Однако нельзя говорить, что продавцы лекарств получают сверхприбыли. Наоборот, как свидетельствуют данные нашего исследования, маржа основных аптечных сетей в Украине в течение двух последних лет постепенно сокращается. Прирост выручки обусловлен тем, что 60% — это импортные лекарственные препараты и даже в отечественных лекарствах значительная доля импортных составляющих. Это вместе с подорожанием логистики и сырья влияет на конечную цену лекарств.

Основатель и генеральный директор FashionLogistics Олег Трембицкий о развитии рынка логистики:

Рынок логистики будет продолжать активно развиваться. Маркетплейсы предоставили возможность быстро получать дополнительные продажи, а мы, как логистический оператор, решаем вопросы по инфраструктуре.

Самое главное, что бизнес выигрывает время и имеет возможность в сжатые сроки выйти на новые рынки с минимальными инвестициями. Также фулфилмент — это хорошая возможность попробовать вывести различные категории товаров малыми партиями и выбрать именно тот, который пользуется наибольшим спросом на новом рынке.

Клиенты требуют более быстрой и эффективной поставки товаров, точного отслеживания груза и надежности выполнения логистических услуг. Важными факторами становятся также стоимость, надежность и скорость логистических решений.

Совладелец компании Новая почта Вячеслав Климов о целях на 2025 год:

Собственно, у нас есть две большие цели. Неизменной остается стратегия группы, которая состоит из шести частей: fast, easy, safe, то есть быстро, доступно, надежно; human, tech, growth — люди, технологии и развитие. Есть две большие территории, где будем это делать. Это Украина, мы закладываем здесь рост более 10%, и мы продолжаем экспансию, будем углубляться в страны, которые уже открыли. Какие будут новые страны — не знаю.

Экспансия продолжается, включая внутренние проекты, которые нацелены на безопасность, например, как Nova Energy. Оснащаем все терминалы автономным энергоснабжением: когенерацией, солнечными панелями на крупных объектах. Уверен, что в 2025 году основную часть энергии будем генерировать сами.

И основная часть инвестиций будет сделана в Украину для ускорения доставки посылок, расширения сети. Сейчас у нас в Украине 33 000 точек контакта: 12 500 отделений и 20 500 почтоматов.

Хотим открыть в 2025 году не менее 10 000 почтоматов, еще будут новые отделения, будем развивать адресную доставку. Мы станем еще ближе и доступнее к потребителю — это основные инвестиции. Чуть меньше средств пойдет на экспансию.

Соучредитель и управляющий бизнесом сети Brocard Юрий Гаткин о новых особенностях рынка:

Показатели продаж пока имеют положительную динамику, но это связано не с улучшением настроений потребителей, а усилиями маркетинга. Приходится все время придумывать, как «заманить» клиентов в магазины. Поэтому проводим много специальных промо-активностей. Ведь, в отличие от онлайн-бизнесов, Brocard — это, в первую очередь, традиционные магазины. Клиент хочет иметь место, где можно побродить между полками, рассматривая продукты, подержать в руках флаконы, протестировать аромат на собственной коже, пообщаться с консультантом.

В то же время расходы на содержание магазинов выросли. Рынок работника, а не работодателя, диктует условия найма высококвалифицированных специалистов, проплаченный наперед товар (минимум 6 месяцев стока в магазине, чтобы полки не выглядели пустыми), расходы на генераторы и тому подобное. Поэтому уверенных прогнозов относительно дальнейшего удержания тренда на увеличение продаж нет.

Операционный директор сети магазинов спортивных товаров Sport City Александр Мисонец о состоянии сегмента sport&outdoor:

Сейчас растет конкуренция, которая уже вернулась на довоенный уровень и продолжает усиливаться. Совсем другая ситуация была в первой половине 2022 года: многие международные спортивные ритейлеры и часть национальных операторов не работали и очень постепенно восстанавливали свою работу. Мы же возобновили работу своего первого магазина уже 6 марта 2022 года.

Сейчас, чтобы иметь хорошие продажи, нужно иметь качественный ассортимент, хорошее предложение, высокий сервис и качественную коммуникацию со своими клиентами.

Директор департамента управления персоналом ООО «РУШ» (магазины Eva и интернет-магазин eva.ua) Инна Печерица о дефиците кадров:

Нехватка рабочей силы есть в целом по стране. По данным Украинского института будущего, сейчас в государстве работает около 9,5 млн человек, из которых в частном секторе мигрируют примерно 6-7 млн работников. Из-за войны усилился дефицит среди «мужских» специальностей. В нашем случае это, например, приемщики товара в магазинах и на складах, водители, операторы погрузчиков.

Поскольку Eva является технологическим бизнесом, периодически ощущается нехватка специалистов в тех функциях, которые еще недостаточно развиты на рынке труда. Например, не так легко найти разработчиков, специалистов в области data science. Однако пока у нас нет острых проблем с персоналом. Новые вакансии появляются в основном из-за расширения бизнеса — открытие новых магазинов, запуск новых проектов, под которые нужны специалисты.

General manager компании Fillin Дмитрий Карпенко о привлечении работников из-за рубежа:

Проект привлечения работников из-за рубежа находится на стадии пилота, но мы уже готовы привозить работников из других стран. На самом деле мы уже имеем запросы от нескольких крупных компаний, которые еще не испытывают значительного кадрового голода, но работают на опережение. К счастью, в 2022 году Министерство социальной политики создало адекватные условия для привлечения иностранных работников, что произошло впервые за все время нашей деятельности.

Привлечение иностранных работников — это серьезный проект, который требует тщательной подготовки и полного осознания зачем он нужен. Ведь релоцированные из других стран работники должны быть обеспечены жильем, нормальным питанием в соответствии с их потребностями. Кроме того, должны быть учтены религиозные, ментальные и культурные особенности.

В нашей стране уже используют наемных работников из Казахстана и Узбекистана, с которыми легко найти общий язык и договориться об оплате труда. Также уже начинают привлекать рабочую силу из Пакистана, но с ними работать значительно сложнее из-за высоких ожиданий по заработной плате, другого вероисповедания и языкового барьера.

Например, в 2021 году одна украинская компания реализовывала проект по привлечению работников из Индии, но он был неуспешным, потому что бытовые привычки и подход к гигиене этих работников значительно отличался от наших стандартов.

СМО Pandora Валерия Русаненко о ювелирном рынке в Украине:

Очень трудно оценить состояние ювелирного рынка по количественным показателям, ведь большая его часть остается в тени. При этом мы точно видим, что несмотря на свою уязвимость, ювелирный рынок в Украине восстанавливается. Это проявляется во многих направлениях: от растущего спроса до появления новых брендов и коллабораций.

Конечно, в этом ключе сохраняются и мощные вызовы (нестабильная экономическая ситуация, кризис кадров, рост цен и прочее), но не существует в мире проблем, которые бы не смог решить украинский бизнес.

Совладелец сети Кибернетики Денис Савченко о конкуренции на рынке техники и электроники:

Да, наша ниша высококонкурентная, настоящий «красный океан». Также существует большая доля серого рынка. Дифференциация — это то, о чем мы постоянно думаем и экспериментируем. Невозможно добиться успеха, повторяя все за успешными конкурентами и выглядя, как они. Надо искать, чем ты отличаешься и на этом фокусироваться.

Мы хотим, чтобы наш бренд воспринимали, как прикольного положительного приятеля, который разбирается в технике, к которому можно обратиться по любому вопросу и который точно порекомендует что-то как для себя. А кроме того, он имеет классное чувство юмора, всегда поднимет тебе настроение, сыграет с тобой интерактивчик, неожиданно сделает сюрприз. Подписавшись на его Tik Tok или Instagram, ты будешь смеяться над мемами и актуальными видео или удивляться лайфхакам. Недаром очень много роликов в наших сетях набрало более миллиона просмотров.

Лозунг, под которым мы сейчас работаем и который нас вдохновляет: «Скучные покупки не имеют шансов», и с этой позиции мы теперь смотрим на все наши бизнес-процессы.

Руководитель департамента собственных торговых марок (СТМ) ЦУМ Киев Екатерина Лопачак о тенденциях развития СТМ на украинском рынке:

Уже который год подряд мы наблюдаем производственный бум в Украине и прирост СТМ: большинство маркетплейсов и ритейл-площадок стремятся к вертикальной интеграции. Управление цепочками поставок означает возможность оперативно реагировать на изменения спроса, а сокращение посредников положительно влияет на доходность бизнеса. Доверие к ритейлеру является основой для успешного запуска новых СТМ. Также этому способствует лояльность потребителей к украинским брендам и производителям.

Сооснователь и СЕО сети мультимаркетов Аврора Тарас Панасенко о построении международной компании:

Сейчас происходит трансформация в направлении построения международной компании, планируется выход на новые рынки. Также будут развиваться новые форматы и диджитал-бизнес в Украине. Поскольку уже сейчас наиболее ощутимой является конкуренция со стороны китайских маркетплейсов.

В 2024-25 годах будет развиваться сеть в Румынии, где прибыльность работы возможна после открытия 50 торговых точек. В ближайших планах — выход в Молдову, где гораздо ниже конкуренция, и с точки зрения прибыльности это суперрынок. В 2026 году компания Аврора начнет выход на рынки следующих стран, в частности, рассматриваются Балканские страны.

CEO и совладелец ТРЦ Злата Плаза и логистического комплекса Форт (Ровно) Александр Оверчук о значении инклюзивности для украинских ТРЦ:

Мы много внимания уделяем теме инклюзивности. Например, сейчас сделали информационную службу на первом этаже — ядро инклюзивности. Также у нас есть колесная коляска, прокат детской коляски, павербанков и зонтов.

Много идей инклюзивности я увидел в Польше. В частности, приборы для содействия общению людей с недостатками слуха, а еще администратор может общаться на жестовом языке.

Инклюзивность должна быть приоритетом для торгового центра. Ведь война в Украине влияет на все категории людей. Когда я начал изучать, оказалось, что более 2 млн человек имеют проблемы слуха из-за военных действий. Также есть много военнослужащих с травмами.

Основательница маркетплейса украинских брендов Всі. Свої Анна Луковкина о спросе на украинское:

Спрос на украинское продолжает набирать обороты, и это невероятно радует. Ведь наша команда была влюблена в украинские бренды еще задолго до того, как этот тренд возник. Дизайнеры, ювелиры, керамисты, производители мебели и свечей, фермеры и виноделы, крафтмейкеры и мастера стали для нас целым миром еще в 2015 году. Нам удалось сформировать комьюнити, которое несмотря на любые вызовы времени продолжает продвигать локальный продукт, выстраивать новый рынок и вызывать гордость за свое.

Война заставила многих производителей переформатировать свои производства, искать новые интересные техники, зашивать в свои изделия больше украинских смыслов. То есть, предложение на рынке стало значительно больше и разнообразнее. Рынок продолжает жить и развиваться. Маленькие крафтовые производства превращаются в уверенные большие бренды. Чуть ли не ежемесячно появляются новые производители, которые вдохновляются Украиной и вдохновляют украинцев поддерживать свое.

Для всех нас сейчас суперважно осознавать, где ты покупаешь, что ты покупаешь и у кого ты покупаешь. Это больше чем вопрос моды. Это — гражданская позиция и демонстрация сознательного вклада в поддержку своей страны. Уверена, это только начало. И рада, что могу быть причастна к этому процессу.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка